Толстой и Веды

Толстой и Веды

Удивительные факты: Лев Николаевич Толстой тщательно изучал Веды и практиковал Ведическую культуру.

Толстой и ВедыТолстой о Ведах: «Метафизическая религиозная идея Кришны — вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий»

«Метафизическая религиозная идея Кришны — вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий» — 1907г. Лев Толстой в письме Премананду Бхарати. ( 77-й том, 36 стр — Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд. М.: Гослитиздат, 1928 —1958.)

«Только такие великие умы, как древние индусские мудрецы, могли додуматься до этого великого понятия... Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские — от ассирийских, а ассирийские — от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше». — беседа А. Н. Толстого с дочерью Александрой, которую записал 12 марта 1910 Д. П. Маковицкий.

Вячеслав Грибовский отмечал, что Толстой «скорее даже готов признать за нечто положительное философии греков и индийцев, чем нынешние изыскания в области опытных и умозрительных наук» (Интервью и беседы с Львом Толстым. М.: Современник, 1986, стр 47).

Толстой и Веды: что о нём говорили?

Хорошо известное окружающим пристрастие Льва Николаевича к Индии и её философскому наследию служило даже предметом безобидных шуток.

6 октября 1856 года А. В. Дружинин писал Толстому: «Иногда Вы готовы сказать: «У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии» ( Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. М.: Художественная литература, 1978 —1985. —1-й том, 416 стр).

В 1902 году дочь Маша на вопрос посетителя о состоянии здоровья Льва Николаевича ответила: «В последнее время прибавил в теле, а то совсем был "голодный индус"» (Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 12.М.: Молодая гвардия, 1980., 253 стр).

Откуда Лев Толстой черпал Ведическую мудрость?

Хотя многие ведические идеи дошли до Толстого через писателей, философов и мыслителей (причём не только древних), на чьё мировоззрение наложила отпечаток философия веданты. В ряду этих имен, часто встречающихся в работах Толстого — Пифагор, Платон, И. Гердер, А. Силезиус, Р. Эмерсон, Г. Торо и другие. Тем не менее, сохранилось немало документальных свидетельств, подтверждающих знакомство Толстого с индийской классикой.

Продолжение статьи «Толстой и Веды»Свернуть статью о «Толстой и Веды»

Девятого января 1873 года он внёс в свою записную книжку перечень книг, которые планировал прочесть:

  • Г. Персельвиль «Страна Вед»;
  • Д. А. Дюбуа «Описание характера, поведения и обычаев народов Индии»;
  • Джон Кэй «История прогресса в Индии»;
  • X. Т. Кэльбрук «Очерки религии и философии индусов»

(Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд. М.: Гослитиздат, 1928 —1958, том 48, 101стр).

Так же Лев Толстой читал такие классические Ведические тексты, как Рамаяна и Махабхарата. Особенно хорошо писатель знал и любил квинтэссенцию Вед — Бхагавад-гиту. Она многократно упоминается в его дневниках и письмах, причём всегда с восторженными оценками. Посетивший Толстого в 1886 году В. М. Грибовский отметил, что хозяин «спокойно беседовал с гостями об основах индийской философии, с которой Лев Николаевич близко знаком по французским и английским источникам» (Интервью и беседы с Львом Толстым. М.: Современник, 1986., 49 стр). В свои сборники «Мысли мудрых людей на каждый день», «Для души», «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни» Толстой включил немало изречений из Пуран, Упанишад, Бхагавадгиты, Махабхараты, «Законов Ману».

Лев Толстой — индус или последователь мудрости Вед?

В некоторых отношениях Толстой, как не без оснований утверждал Николай Бердяев, «был индусом» (Бердяев Н. А. Л. Толстой / Н. Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991., стр 41), есть доля истины и в мнении Ромена Роллана: «Он ничем не напоминал мистиков индусского толка, для которых достаточно состояния экстаза» (Роллан Р. Жизнь Толстого// Собрание сочинений: В 14 Т. м.: ГИХЛ, Т. 2, 1954., 278 стр).

Действительно, будучи вполне самостоятельным мыслителем, Лев Толстой отличался от облаченного в шафран индийского саннъясина (монаха-индуиста) не только цветом одежды. По словам Викентия Вересаева, «как всякий живой человек, Толстой не укладывается ни в какие определённые рамки. Кто он? Писатель-художник? Пророк новой религии? Борец с неправдами жизни? Педагог? Спортсмен? Сельский хозяин? Образцовый семьянин? Ничего из этого в отдельности, но всё это вместе и, кроме того, ещё много, много другого».

Следует лишь отметить, что во Льве Толстом просматривается истинно живой (а не «всякий») человек, подобный «Иисусу живому»*, предоставляющему «мертвым хоронить своих мертвецов». Максим Горький, восхищавшийся старшим коллегой по писательскому цеху, однажды воскликнул: «Вижу, как много жизни обнял этот человек, какой он, не по-человечьи, умный и — жуткий».

Ведические высказывания Толстого

«Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете» (Толстой Л. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993, 9 стр).

«Без религии, т. е. установленного отношения к бесконечному духовному, человек — безхвостая обезьяна, умеющая делать фонографы, баллоны, бомбы и т. п.» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд. М.: Гослитиздат, 1928 —1958, том 56, 84 стр). Именно религия отличает человека от животного. ( Там же, том 39, стр 14)

«Чем меньше потакать телу в одежде, помещении, увеселении, тем свободнее жить. И напротив, только пустись улучшать еду, одежду, помещение, увеселения — и не будет конца трудам и заботам» (Толстой Л. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993, 92 стр).

«Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что истина. Стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно» (7, 354). К сожалению, «разум человека ложно направлен. Его научили признавать жизнью одно свое плотское личное существование, которое не может быть жизнью» (Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т., том 17, стр38).

«Люди любят меня за те пустяки — «Война и мир» и т. п., которые им кажутся очень важными», «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!)» (в ответ на восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной»). Чем ближе смерть, тем сильнее чувствую обязанность сказать то, что знаю, что через меня говорит Бог.


{fieldsattach_1}
Вечные вопросы бытия

Лев Николаевич Толстой уже в первой работе, которая сразу же принесла ему литературную известность, — трилогия «Детство, отрочество, юность» — затрагивает составляющие основу Ведической философии — вечные вопросы бытия: «вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души».

 
Карма

Удивительный рассказ Льва Николаевича Толстого под названием «Карма».

 
Душа и тело

Чтобы вместить высшую мудрость, нужно очистить и обновить своего внутреннего человека, осознать свою духовную суть...

 
Толстой о смерти

Страшась смерти, люди пытаются отрицать тот очевидный факт, что через её врата придется пройти всем. Однако, мысль о смерти как о переходе в иную форму существования, как о возможности выхода из сансары придаёт жизни совершенно иную перспективу и направленность.

 
Лев Толстой: христианство,буддизм и Веды

«Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.» — Л.Толстой. Именно поэтому он стремился к совершенству человеческой жизни, изучая христианство, буддизм и Веды ...