Именно таков путь обретения трансцендентного знания: нуж­но обратиться к сведущему человеку, духовному учителю, или гуру, и смиренно слу­шать его. Хотя данный метод сам по себе очень прост, но он и потому сложен, что человек, слушая духовного учителя, должен начать менять себя, свои качества характера.

Шрила Прабхупада в своих лекциях приводит следующий пример этого. Предположим, к примеру, что у вас сломалась пишущая машинка. Вам нужно обратиться к тому, кто знает, как ее чинить. Когда вы принесете ему машинку, он подкрутит какой-нибудь вентиль или сделает что-то еще, и машинка заработает. Но если вы обратитесь с этой проблемой к торговцу овощами, от это­го будет мало толку, поскольку он ничего в этом не понима­ет. Он хорошо умеет продавать, а вот как починить пишущую машинку, он не знает. Поэтому Веды говорят, что если вы хотите постичь трансцен­дентную науку, вам следует обратиться к духовному учителю.

В действительности человеческая жизнь предназна­чена для обретения трансцендентного, а не материально­го знания. Материальное знание связано исключительно с телом. Врач может очень много знать о том, как устрое­но тело, но он не имеет ни малейшего представления о душе. Поэтому он не сумеет помочь вам в достижении истинной цели жизни.

Духовные учителя и йога

Духовные учителя и йога

Тело — это механизм, созданный природой и тем, кто слишком привязан к этому механизму, рекомендована система медитационной йоги. Занимаясь ею, человек учится выполнять определенные упражнения и концентрироваться, чтобы в конечном счете сосредоточить ум на Боге. Истинная цель — по­знать Бога, Верховного Господа. Медитационная йога —более или менее механический процесс, но бхакти-йога находится на более высоком уровне. Поэтому бхакти начинается с поиска духовного знания.

Если вы хотите постичь духовную науку, вам следует обратиться к духовному учителю, или гуру. Одно из значений слова гуру — «тяжелый». Гуру — тот, кто «нагружен» знанием. Каков же характер этого знания? Это объясняется в «Катха-упанишад»:

шротрийам брахма-ништхам

Шротрийам — «тот, кто обрел знание, слушая Веды, шрути», брахма-ништхам указывают на того, кто познал Брахман, или Верховную Лич­ность Бога. Таковы качества, которыми должен обладать гуру, или духовный учитель.

Духовные учителя и парампара

Ещё один важный момент — это необходимо слушать тех, кто принадлежит к парампаре, или цепи ученической преемственности. Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: эвам парампара-праптам. Тот, кого ин­тересует авторитетное трансцендентное знание, а не какие-нибудь новомодные теории, должен обратиться к предста­вителю парампары. Другое значение упомянутого слова шротрийам — «тот, кто слушал гуру, находящегося в цепи ученической преемственности». Результатом такого слу­шания является брахма-ништхам — человек утверждается в служении Богу.

 Духовный учителя и парампара

Таким образом, у духовного учителя нет других занятий как служение Богу, и он находится в цепи ученической преемственности. Таковы два главных качества истинно­го духовного учителя. Ему не обязательно быть ученым, имеющим ученые степени и звания. Нужно толь­ко, чтобы он получил знание от авторитетного наставни­ка, принадлежащего к цепи ученической преемственности, и утвердился в преданном служении. И именно такова древняя система духовных учителей и она успешно продолжается в Международном обществе сознания Кришны.

Kris.h.Nive и м.Наталья по материалам книги
Шрилы Прабхупады «В поисках просветления»
... www.Vedic-Culture.in.ua ...