Ведический словарь - Шанта-раса

Шанта-раса

Поиск терминов в словаре

Словари

Термин Определение

Шанта-раса

Шанта-раса  —  нейтральное отношение к Богу — понимание Его величия, но в ней нет деятельного служения Господу, поэтому лишена взаимного обмена чувств.

Считается, что земля, трава, деревья, цветы, фрукты, коровы запредельного мира пребывают в шанта-расе. Будучи духовными существами, все они сознают Кришну, но они предпочитают просто наслаждаться величием Кришны, оставаясь тем, что они есть.  (Детальнее в подробном описании ... )

Для преданного в шанта-расе характерна глубокая привязанность к Кришне, ибо душа наконец осознала свою духовную природу. Сам Господь Кришна говорит: «Благодаря привязанности ко Мне душа испытывает умиротворение (саму)».

На этапе отношений шанта-расы преданный не стремится ни к чему, кроме созерцания Кришны. Только преданный Кришны может быть по-настоящему умиротворен. Жизнь в раю или освобождение для него равнозначны аду. Шанта-бхакту отличают две особенности: постоянная привязанность к Кришне и отказ от всех желаний, что не связаны с Господом. Эти качества столь же присущи преданным Кришны, как звуку — свойство пронизывать материальные элементы.

Но преданного в шанта-расе не связывают с Кришной личные отношения. Его влечение к Нему не переходит в любовное чувство, как на следующих этапах развития отношений.

Следующие шаги вверх от шанта-расы является:

  • дасья-раса — добровольное предложение какого-то служения Богу.
  • сакхья-раса — это уже служение в настроении друга или доброжелателя.
  • ватсалья-раса — следующий этап в виде служения с благожелательностью и нежной любовью.
  • мадхурья-раса — высший уровень отношений —  дружба, нежность и супружеская любовь.

В мадхурья-расе есть все: и шанта-раса, и дасья-раса, и сакхья-раса, и ватсалья-раса, и мадхурья-раса. Но и каждая раса по отдельности полна и совершенна сама по себе.

Важно осознать, что тот, кто пребывает в шанта-расе или сакхья-расе, ничем не хуже того, что находится в мадхурья-расе, поскольку в духовном мире все абсолютно. Но с уровня духовного видения, где существует трансцендентное различение, можно видеть, что мадхурья-раса обладает непревзойденной полнотой.