Вечные вопросы бытия

Вечные вопросы бытия

Вечные вопросы бытия

Лев Толстой о вечном

Лев Николаевич Толстой уже в первой работе, которая сразу же принесла ему литературную известность, — трилогия «Детство, отрочество, юность» — затрагивает составляющие основу Ведической философии — вечные вопросы бытия: «вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души».

 

И хотя в свои 22 года автор не успел ещё серьезно ознакомиться с идеями Вед и Упанишад, он справедливо замечает: «Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании философских теорий» (том 11, стр 65).

«Живое существо переносит из одного тела в другое свои различные представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит различные ароматы.» Бхагавадгита, 15:8

По словам Вордсворта, человек рождается «не в полной наготе, не в полноте забвенья». Упанишады со всей определенностью говорят, что предыдущие жизни сформировали наши характеры и сильно влияют текущее бытие; полученный прежде опыт, продуманные мысли, пережитые ощущения запечатлены в глубинах подсознания.

Впрочем, иногда память прошлых жизней подходит к дверям нашего нынешнего бытия вплотную: «И вдруг я испытал странное чувство: мне вспомнилось, что именно всё, что было теперь со мною, — повторение того, что было уже со мною один раз: что и тогда точно так же шёл маленький дождик, и заходило солнце за березами» (* том 1, стр 266). Эти переживания юного героя автобиографического произведения Толстого являются типичным примером «deja vu» — вызванного опытом прежних жизней чувства «уже виденного».

«Благодаря постоянному чтению Веды, чистоте, соблюдению религиозных обетов, кроткому обращению с живыми существами вспоминается прежнее рождение. Кто, вспоминая свое прежнее рождение, снова читает Веду, тот благодаря постоянному изучению Веды вкушает вечное блаженство.» Законы Ману (4:148-149)

А вот как Николенька Иртеньев посредством логических рассуждений приходит к идее реинкарнации: «...вот жизнь — и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в Вечность; вот вечность — и я провел с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание» (* том1, стр 165).

Вопросы бытия и душа

Упоминания о Ведической концепции переселения душ встречается в художественных произведениях Толстого довольно часто. Об этом думает Николенька в «Отрочестве»: «...внимание моё обратила водовозка, которую запрягал в это время кучер, и все мысли мои сосредоточились на решении вопроса: в какое животное или человека перейдет душа этой водовозки, когда она околеет?» (* том 1, стр 165).

Об этом говорит и молодежь Ростовых в «Войне и мире»: «"Знаешь, я думаю, — сказала Наташа шепотом, придвигаясь к Николаю и Соне... — что когда так вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довспоминаешься, что помнишь то, что было ещё прежде, чем я была на свете... Ведь душа бессмертна... стало быть, еже ли я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила". «Это метампсикоза**», — сказала Соня, которая всегда хорошо училась и всё помнила» (Толстой Л. Н. Война и мир: В 2 кн., М.: Художественная литература, 1970. 614).

«Верховный Господь, о Арджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией. »Бхагавад-гита (18:61)

Долли Облонская в «Анне Карениной» также «в своих задушевных философских разговорах с сестрой, матерью, друзьями очень часто удивляла их своим вольнодумством относительно религии. У ней была своя странная религия метемпсихозы, в которую она твердо верила, мало заботясь о догматах церкви» (* том 1, стр 290).

Согласно Ведическим писаниям, живое существо, воплотившись (после бесчисленных рождений и смертей) в человеческом теле, обретает возможность задавать вопросы, которые встали в «Войне и мире» перед Пьером Безуховым: «Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?»

Ссылки на источники, использованные в статье «Вечные вопросы бытия»
* Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т, М.: Художественная литература, 1978 —1985.
** Метемпсихоз (греч. metempsychosis) — переселение души.

По материалам книги «Зеркало русского индуизма»
Дмитрий Бурба
www.Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Вечные вопросы бытия»