Бхакти-Сангама — этапы развития

Бхакти-Сангама — этапы развития

Бхакти-Сангама

этапы развития

Духовный фестиваль «Бхакти-Сангама» за последние 20 лет существенно изменился. И об этом в этой статье...

 

Первые фестивали Бхакти-Сангама

Всем преданным прекрасно знакомы два слова, вызывающие трепет в сердце и волнующее чувство духовного энтузиазма, — «Бхакти Сангама». В этом году, 2018, прошёл уже двадцатый фестиваль!

Первые фестивали организовывались всеми храмами, это было несколько сотен человек. Каждый храм брал на себя какую-то ответственность: кто-то за прасад, кто-то за поселение, кто-то за организацию и т. д. Это были очень простые и совсем маленькие фестивали. Но поскольку фестиваль рос, со временем переходя в формат мероприятий, преданные не знали, как правильно их организовывать, взяли за основу кармические подобные мероприятия. Так постепенно команда организаторов превращалась в хозяев фестиваля, а все приезжающие — в гостей.

Гости должны были оплачивать пребывание, а хозяева за эти деньги как-то всё обустраивать. За прасад и вход на различные лекции необходимо было покупать талончики. Отдельно были талончики на духовные программы (мангала-арати, «Шримад-Бхагаватам»), отдельно на каждый семинар. Было такое, теперь уже дикое, понятие, как льготы за участие в организации фестиваля. Например тем, кто занимался служением на фестивале, предоставляли жилье и бесплатный прасад.

Всё это приобретало разные стороны и в один момент достигло апогея: преданных перестали пускать даже на мангала-арати и «Шримад-Бхагаватам» лишь потому, что у них не было талончиков и регистрации. Это стало огромным толчком к пониманию, что система себя изжила, да и вообще не применима к обществу преданных.

Второй этап развития фестиваля — за пожертвование.

После очередного подобного фестиваля Е.С. Ниранджана Свами и Е.С. Бхактивайбхава Свами собрали оргкомитет фестиваля и провели лекцию на тему того, как организовать, духовный фестиваль по-другому, на иных принципах. Они дали свои наставления, на каких принципах это необходимо сделать, чтоб фестиваль был максимально доступным, чтобы духовные программы, ради которых совершается проповедь, не зависели от того, есть ли у человека возможность зарегистрироваться по финансовым или другим причинам или нет.

И преданные начали думать, как это сделать. В результате образовалась инициативная группа, провели собрание и приняли решение изменить принцип организации фестиваля: теперь он будет не за фиксированную плату, а за добровольное пожертвование.

Через неделю или две уже точно был назначен оргкомитет фестиваля, и туда пригласили Ачьюту Прию прабху. Он, как духовный вдохновитель, более чётко расписал эту концепцию. Поскольку преданные, возглавляющие тогда оргкомитет, не смогли принять эту концепцию, они попросили Гаура Пурниму прабху возглавить оргкомитет фестиваля.

« ... в смене парадигмы нуждались не только преданные, которых мы ждали на фестиваль, но и многим членам оргкомитета необходимо было поверить в эту концепцию.»

В 2006 году мы отменили фиксированный регистрационный сбор и так называемые льготы. То есть каждый преданный, который хотел выполнять какое-то служение на фестивале, мог делать это, не получая косвенной или прямой оплаты, а просто как своё бескорыстное преданное служение.

Количество преданных, которые хотели быть заняты в служении, возросло, потому что изменилась концепция, изменилось понимание. Это лишний раз доказывает, что чистое бескорыстное преданное служение дает удовлетворение сердцу, а деньги, место, тарелка прасада — они, разумеется, тело удовлетворяют, но в конечном счёте вдохновения не дают.

Бхакти-Сангама — этапы развития

В 2007 году мы решили, что нам не нужно продавать талоны на прасад, мы можем кормить преданных за добровольное пожертвование. Так, с 2007 года фестиваль проходит абсолютно за добровольное пожертвование, никакой обязательной оплаты. Принцип очень простой: каждый является участником фестиваля. Каждый делает то, что может: служение, пожертвование, любую помощь.

«Принцип  фестиваля «Бхакти-Сангама» очень простой: каждый является участником фестиваля. Каждый делает то, что может: служение, пожертвование, любую помощь.»

Вся энергия преданных, в какой бы форме она не приходила — в форме денег, усилий, материальных вещей, транспорта, оборудования, продуктов, — всё использовалось и используется, чтобы лучше служить преданным, чтобы фестиваль становился более качественным, чтобы преданные получали как можно больше духовного опыта и могли реализовывать его потом в своей духовной жизни.

Фестиваль бесплатный или за пожертвование?

Дандакаранья прабху: «Я помню тот судьбоносный оргкомитет, где шло живое обсуждение новой концепции, и это было очень глубокое обсуждение, потому что это существенная смена парадигмы — проводить фестиваль на основании добровольных пожертвований. И в смене парадигмы нуждались не только преданные, которых мы ждали на фестиваль, но и многим членам оргкомитета необходимо было поверить в эту концепцию.

Я слушал, как старшие преданные обсуждают сложности одного формата и другого, недостатки одного формата и другого. И это было непросто. Но когда новый формат пришёл в жизнь, невозможно вам передать все те достоинства, какие мы ощутили со сменой этой парадигмы.

« ... когда новый формат пришёл в жизнь, невозможно вам передать все те достоинства, какие мы ощутили со сменой этой парадигмы.»

В 2005 году на садху-севе нас служило 36 человек для 16 почетных гостей. Я помню чуть ли не каждого человека, потому что была очень серьезная нагрузка. У нас в команде было 12 переводчиков, сюда же входила команда поваров вместе с официантами, нарезчиками, закупщиками и 6 матаджи, которые стирали вещи почетным гостям и занимались уборкой номеров. Тот, кто немножко знаком со стандартом уборки, знает, насколько тщательно убираются номера гостей перед приездом. И этот стандарт мы взяли от тех 6 одесских матаджи. Убрав 16 номеров, они стирали и делали текущую уборку. Это была колоссальная нагрузка. При этом никто никого не заставлял. Преданные делали всё на своем энтузиазме! Нагрузка была столь велика, что у одной матаджи после фестиваля обострилась хроническая болезнь, и она потом пол-года восстанавливала здоровье. И тогда я сделал вывод для себя, что мы не должны развиваться в этом, направлении.

И я понял, что моя обязанность состоит в том, чтобы пригласить достаточно преданных в департамент, чтобы нагрузка распределялась равномерно, и чтобы каждый стал как гостем, так и участником фестиваля. Иметь служение и также пообщаться с духовным учителем, посещать семинары, пообщаться с семьей, друзьями. Всё это должно быть доступно даже для тех преданных, которые принимают ответственность в оргкомитете.

Бхакти-Сангама — этапы развития

Конечно, не сразу это приняли преданные. Я помню, как много лет после 2006 года преданные называли фестиваль «Бхакти Сангама» бесплатным. Мы часто бывали тогда в Белоруссии, и я помню, когда преданные приглашали друг друга на фестиваль, говорили: «Ну, бесплатный фестиваль, ты поедешь?» Они начинали свое приглашение с этой фразы. И конечно, приходилось проповедовать, что фестиваль не стал бесплатным, он никогда и не был бесплатным, и он никогда не будет бесплатным. Просто его проводят на более высокой основе сознания. Вот с этим стереотипом пришлось побороться, особенно тяжело было первые 3 года, потом стало легче, но эта проповедь не останавливается до сих пор. Потому что этот формат предполагает раскрытие сердца, и это бесконечный процесс.

Со сменой формата на фестиваль стало приезжать гораздо больше преданных. И из года в год их приезжает всё больше. Особенно эту нагрузку почувствовал департамент расселения, бронирования жилья и, конечно же, кухня. Они совершили невероятный подвиг. Не у кого было учиться на новых базах в Крыму со старыми советскими кухнями, со старыми стереотипами, когда препятствия создавала санэпидстанция, начальство базы не верило, что такое количество людей можно накормить и т. д.

« ... много лет после 2006 года преданные называли фестиваль «Бхакти Сангама» бесплатным. ... Они начинали своё приглашение с этой фразы. И конечно, приходилось проповедовать, что фестиваль не стал бесплатным, он никогда и не был бесплатным, и он никогда не будет бесплатным. Просто его проводят на более высокой основе сознания»

Я помню, как Ананта Сакши прабху говорил, что в свободную минуту он просто открывает «Чайтанью-чаритамриту» и тонет в стихах, которые там содержатся. И этот огромный вкус, который он получал от чтения «Чайтаньи-чаритамриты», — это награда за ту ответственность, которую он принимал как менеджер кухни.»

Бхакти-Сангама: что дальше?

Баланс служения на фестивале

Гаура Пурнима прабху: « Каждый год фестиваль начинается непосредственно с того, что приезжают преданные, которые занимаются строительством пандала, разворачивают кухню и подготавливают все к приезду остальных участников. В одном из принципов фестиваля записано, что каждый человек, который занят практическим служением, должен уделять внимание своей духовной жизни, посещать вечерние программы и т. д.

В этом году мы приехали заранее, сделали временный храм и храмовую программу. Были наши домашние Божества Гаура-Нитай. По утрам мы собирались на мангала-арати, вместе повторяли джапу, слушали лекции по «Шримад-Бхагаватам», пели вместе киртан. На протяжении всего фестиваля менеджеры департаментов старались следить за тем, чтобы их подопечные не были слишком перегружены, посещали утреннюю программу вычитывали вместе со всеми джапу вовремя, вечером были на киртане и посещали хотя бы один семинар в день. И надо сказать, что это имело большой эффект. Мы и раньше об этом говорили, но в этом году мы нашли механизм, как это реализовать.

Мы не хотели, чтобы какие-то внешние показатели и достижения были за счет сознания Кришны, за счет того, что преданные выгорают, что они не успевают повторять свои круги или повторяют их невнимательно, считая, что практическое служение важнее, чем шраванам и киртанам, и можно пренебречь своими обязанностями, например повторением мантры ради того, чтобы выполнить практическое служение.

Это неправильная концепция. Ни в коем случае нельзя пренебрегать своей духовной жизнью ради каких-то целей. Ведь если нет хорошей основы шраванам и киртанам, то практическое служение тоже становится в тягость, оно становится невыполнимым, беспощадным.

 Накопительная система пожертвований

Мы уже сейчас хотим реализовать возможность, чтобы преданные могли накапливать свои пожертвования на фестиваль в течение всего года. Потому что, к сожалению, цены быстро растут и сумма, которая обходится преданным за пребывание на фестивале, тоже растет. К сожалению, она велика и для многих преданных буквально неподъемна. Мы хотим сделать так, чтобы в течение года каждый месяц можно было жертвовать какую-то небольшую сумму.

Может, даже в банковской карточке своей установить регулярный платеж. Например, если каждый месяц человек перечисляет 100-150 грн в месяц, это незаметно. Но уже к концу года это полторы тысячи! Приехал на фестиваль, а у тебя уже определенная сумма на счету. Это будет удобно всем, это даст возможность преданным безболезненно накопить в течение года пожертвование на фестиваль.

Для тех преданных, которые заняты в организации, это тоже будет определенной помощью, в том плане, что значительная часть расходов идёт до фестиваля (мы закупаем и продукты, и посуду, арендуем пандал, расходы на транспорт и т. д.).

Мы принимаем желания служить от каждого, если любой человек придёт и скажет, что у него есть какие-то идеи, предложения, он может сделать то или иное для фестиваля, и это будет действительно разумно, полезно и необходимо — мы всегда готовы. Сейчас мы хотим улучшить сайт, завершить форму регистрации, и, если откликнется команда программистов, пускай звонят мне (Гаурапурнима прабху).

Добавить комментарий

к статье «Бхакти-Сангама — этапы развития»