Верить — значит ценить

Верить — значит ценить

Верить

значит ценить

Шраддха (вера), будучи всего лишь первой ступенью процесса бхакти, обладает удивительными способностями: она позволяет нам лучше слушать, а наши слова наделяет настоящей силой.

 


Когда Шрила Прабхупада давал лекции, он говорил то же, что и другие гуру и санйаси нашего времени. Внешне его лекции могли показаться простыми. Но что бы он ни говорил, это обладало огромным могуществом из-за чистоты и веры: проникало в уши, через сердце в душу и воздействовало на людей. Например, Шрила Прабхупада говорил, что мы не тело. Мы тоже можем повторить эту фразу. Но, в отличие от нас, у Прабхупады слова имели огромную силу, потому что у него была вера, рождающая в других большую веру в него. Какой-нибудь профессор из университета тоже может написать комментарии к «Бхагавад-гите». Он тоже может читать санскритские стихи, но это не произведёт впечатления на нас, если у нас не будет веры в этого человека. Вера (шраддха) является средой, посредством которой меняется наше сознание. Президент храма может говорить нам то же самое, что и гуру, но мы больше слушаем гуру, потому что у нас больше веры в него.

Вера — это средство, с помощью которого мы можем лучше слушать.

Чем с большей верой мы относимся к человеку, тем больше мы сможем от него услышать. Поэтому шраддха — уникальная вещь. Мы должны пытаться развивать её. Шраддха — это только первая ступень процесса бхакти. За ней идут:

Шраддха очень важна.

Разница между начинающим преданным и продвинутым преданным — в глубине шрадхи.

Шраддха начинающих преданных характеризуется словом «комала» (мягкая, нежная). Ещё комала переводится как лотос. Лотос мягкий, нежный. Вера начинающего подобна цветку — слабая и мягкая. Когда наша вера становится «сандранатма» (устойчивая), мы прогрессируем. Мы должны постоянно усиливать веру в гуру, садху, шастрыБхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам»), в парам-гуру («Шрила Прабхупада»), Божества и в особенности — в харинаму (повторение Святых Имён Господа).

Шрадха (вера) — значит ценить.

Шраддха также имеет значение «ценить». Мы должны больше ценить садху сангу (общение со святыми), Божества, «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», шикша-гуру, дикша-гуру, Святые имена Господа. Те, кто относится к этим вещам немного скептически, ещё далеки от духовного совершенства. Если мы видим хорошее в других, значит, это хорошее есть в нашем сердце. Подобное притягивается подобным. Возвышенный преданный видит только положительное вокруг. Как, например, Господь Шива, Который видит хорошие качества в других. Его имя означает «благоприятный, благотворный». Даже если в человеке будет 95% плохого и 5% хорошего, он увидит хорошее. Если у вас чистое сердце, вы видите благоприятное в других.

Надо учиться видеть хорошие стороны преданных. Чтобы избежать первого оскорбления Святого Имени Господа, мы должны ценить и прославлять преданных. Если внимательно посмотреть на десять оскорблений Святого Имени, то каждое из них подразумевает как отрицание, так и утверждение. Например, отрицание — не выполнять наставлений духовного учителя, утверждение — принимать наставления духовного учителя очень серьёзно. Мы должны дорожить обществом вайшнавов. Даже если мы в чем-то с ними не согласны, в отношениях обязательно должно присутствовать настроение любви и уважительности.

Если мы видим хорошее в других, значит, это хорошее есть в нашем сердце. Подобное притягивается подобным.

Порой мы совершаем ошибку, неверно оценивая уровень преданного. По этому поводу в «Чайтанья Бхагавате» есть замечательный пример о том, как Гададхара Пандит увидел Пундарика Видйанидхи. В лилах Господа Кришны Пундарика Видйанидхи — это Вришабхану Махарадж, а Гададхара Пандит — это Шримати Радхарани. Гададхара Пандит с великим преданным Мукундой шёл на встречу с Пундариком Видйанидхи. Мукунда прославлял замечательные качества Пундарика Видйанидхи, говоря, что тот является возвышенным вайшнавом. Гададхара был очень взволнован, он жаждал встречи с этим великим преданным.

Когда они пришли к Пундарику Видйанидхи, то увидели на нём роскошные шелковые одежды, длинные ухоженные волосы. От него пахло изысканными духами, на нём были украшения из бриллиантов. Ему, возлегающему на кушетке, прислуживало множество слуг. Сомнения (самшая) закрались в ум Гададхара пандита: ну не выглядел Пундарика Видйанидхи отрешённым, он был похож на обычного материалиста! И Мукунда заметил эти сомнения.

Во время беседы Мукуда произнёс стихи из десятой песни «Шримад-Бхагавагам» о том, как Путана пришла отравить Кришну и Кришна выпил яд из её груди. Этим Кришна убил Путану, но дал ей освобожение. Она достигла положения мамы Яшоды. Этот стих пробуждает ватсалйа расу — родительскую любовь. Яшода и Вришабхану Махарадж — представители ватсалйа расы.

Стих подействовал на Пундарика Видйанидхи как удипан (то, что стимулирует любовь к Богу): он полностью погрузился в игры Кришны. Его перепонили эмоции, и он упал на землю, проявляя признаки экстатической любви — сатвика аштака бхаву, санчар и бхаву и ану бхаву, и это продолжалось многие часы. Гададхара подумал про себя: «Я был неправ, так плохо думая о столь возвышенной личности». В последствии он приял инициацию у Пундарика Видйанидхи, чтобы исправить нанесённое им оскорбление.

Шрадха(вера) — быть благодарным

Ещё одно слово для определения шраддхи (веры) — способность испытывать благодарность за ту милость, которую мы получили. Прабхупада в одной лекции сказал, что способность ценить и быть благодарным и слово шраддха — это одно и то же.

Одними лишь своими усилиями мы не можем пробудить дремлющее в нас сознание Кришны. Мы приходим в храм не благодаря собственным заслугам, а благодаря милости. Сам факт того, что мы приходим, слушаем и воспеваем, говорит о том, что мы получили милость. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что человек может пробудить в себе сознание Кришны только по милости махатм. Без милости махатмы мы не сможем пробудить бхакти (сознание Кришны). Милость Шри Чайтаньи приходит через Шрилу Прабхупаду. Милость Шрилы Прабхупады приходит через его учеников, через ИСККОН. По-настоящему поняв это, мы можем осознать, что мы в долгу перед Шрилой Прабхупадой.

Начинающий преданный может не оценить то, что он получает. Ему сложно по-настоящему оценить Святое Имя, прасад, садху-сангу, «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», Божества, преданное служение. Он воспринимает это как нечто само собой разумеющееся. Чем далее преданный продвигается, тем выше он это ценит. У него усиливается способность ценить. Когда-то придёт день, когда наша способность ценить станет настолько сильной, что как только вы начнёте повторять Харе Кришна, у вас проявятся экстатические симптомы, и вы не сможете говорить. Увидите Божества — и слезы польются из ваших глаз. Услышите «Шримад-Бхагаватам» — и будете охвачены экстазом. И всё это — благодаря способности ценить милость и быть за неё благодарным.

Фрагменты из книги
«Где найти бхакти»
Е.С. Партха Саратхи Госвами

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Верить — значит ценить»