Интерьвью с Мурари Кришной прабху

Причина революций — пресыщенность,
считает философ-кришнаит МУРАРИ КРИШНА дас
Диана БАЗЫЛЯК, «День»
МУРАРИ КРИШНА ДАС: «ОСОЗНАВАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА — ЭТО СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ИНТУИЦИИ»


«Совсем чуть-чуть, может быть, вам будет засчитана ваша работа на благо общества, родной страны,» — говорит МУРАРИ КРИШНА дас, отвечая на вопрос о наших поисках особого пути для своей страны. Согласно философии вед, которую исповедуют кришнаиты, неизвестно в какой стране вы родитесь в следующей жизни, да и вообще, нет никакой гарантии, что вы тогда будете именно человеком, а не каким-нибудь растением. Совершенствование духа для того, чтобы выйти из самсары (бесконечного ряда перевоплощений) и вернуться к Господу, должно быть главным делом для тех, кто стал на путь духовного совершенствования. Не правда ли, позиция, совершенно отличная от того, что мы привыкли слышать? «Невозможно жить в обществе и быть вне его» — вот это наше, в этом мы воспитаны. Но оно не должно мешать услышать аргументацию и другой стороны. Тем более, когда она подается на языке доверия. Мурари Кришна дас является членом Международного общества сознания Кришны уже 11 лет, со времени его создания в Румынии. В светской жизни он — один из ведущих ученых в области искусственного интеллекта, преподает в университете Тимишоары. В Киев Мурари Кришна дас приехал по приглашению местной общины Харе Кришна, чтобы провести семинар на тему «Язык и звук».

«СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ НЕ ЗНАЕТ, КАК МЫСЛЬ ФОРМИРУЕТСЯ В УМЕ» —

Уважаемый Мурари Кришна дас, насколько тема семинара актуальна для повседневной жизни? Или это просто игра ума?

— Если вам известно, основная духовная практика в обществе сознания Кришны состоит в повторении мантр. Ведическая теология основана на звуке. Через звук, через многократное повторение мантр человек обретает осознание Бога. Обращение к Богу — обычное дело и в других религиях. Кроме того, почти каждая серьезная религиозная традиция имеет практику повторения молитв на четках. Это очень научный процесс — даже если вы этого не знаете. Конечно, вы можете практиковать нечто без всякого знания, потому что уже благодаря своей вере мы отдаемся тому или иному процессу. Но мы одновременно и хотим понять, что мы делаем. А ведическое знание предоставляет нам информацию о том, каким образом повторение молитвы дает нам возможность достичь осознания и понимания Бога.

Любая реальность основана на звуковой вибрации. Звук — это сила в движении. Влияние звука на сознание широко признано в современной науке. Когда у нас в сознании появляется какая-либо идея, то она принимает форму вибрации. Под словом «звук» мы не понимаем лишь физическую звуковую вибрацию. Звук является очень сложным энергетическим состоянием существования. В древних традициях можно найти рекомендации повторять молитвы — и этот процесс имеет научное объяснение. Конечно, современным ученым довольно сложно принять этот процесс, поскольку они в основном базируют свое знание на наблюдениях и экспериментах. Однако для этого требуются определенные условия. Это эксперимент очень высокого уровня и имеет дело с разумом человека. В современной науке ученые проводят эксперименты на каких-то внешних объектах — и называют это объективностью. Сами же ученые при этом не могут быть вовлечены в эксперимент. Вот почему знание, которое можно получить из подобного рода эксперимента, достаточно ограничено. Современная психология переживает большие трудности в объяснении того, как функционирует ум, потому что она не может провести исследование, каким образом мысль формируется в уме. Психологи не могут также объективно пронаблюдать и то, что мы называем состоянием с ознания. Они могут лишь просто наблюдать мозг как субъект. Они не могут понять, потому что отвергают высшее знание, которое исходит из вед. Им не нравится, когда им что-либо говорят. Они хотят сами все обнаружить и понять.

— Почему вы так уверены в материализме (или атеизме) тех, кто занимается сегодня наукой?

— У меня научное образование. Я достаточно близко знаком с современной наукой и ее методологией решения проблем. Я также знаком с границами, в которых современная наука может решить проблемы людей. Но я считаю себя человеком, искренне ищущим истину. Истина, которую дает современная наука, несовершенна. И будучи таким искренним искателем истины, я чувствовал, что должен расширить поле исследований. Поэтому я был очень счастлив, открыв для себя ведическое знание как источник для изысканий. И сегодня я могу признать истинность утверждений вед. И в то же время я не считаю, что завершил свое обучение. Практически каждый день я провожу в исследованиях и считаю, что еще ничего не знаю. Это очень захватывающий и увлекательный процесс.

«ТЕЛО ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕГО ЛИШЬ МАШИНОЙ, В КОТОРУЮ МЫ ВРЕМЕННО ПОМЕЩЕНЫ»

— Какие главные тенденции развития нашей цивилизации прежде всего видны человеку, углубленно изучающему вайшнавскую философию?

— Тенденция, которая характеризует современное общество, на санскрите называется «бхога и тьяга». Бхога — это склонность к наслаждениям чувств, и большинство современных людей находятся под ее влиянием. В самом стремлении к наслаждению нет ничего противоестественного, поскольку желание обрести счастье, блаженство лежит в нашей природе. Проблемы начинаются тогда, когда люди пытаются наслаждаться отдельно от Бога, используя, или, если хотите, воруя Его богатства. Все усилия нашей материалистической цивилизации, которая признает лишь телесные, чувственные наслаждения, направлены на то, чтобы органы чувств находились в максимально благоприятных условиях соприкосновения с объектами этих наслаждений. То есть все усилия как отдельных индивидуумов, так и всего современного человечества, направлены на создание благоприятных условий для наслаждения и на то, чтобы избежать страданий. Однако, когда люди достигают пика какого-либо наслаждения, они пресыщаются им, становятся неспособными более удовлетворять чувства. Возьмите элементарный пример с едой. Каким бы вкусным ни было ваше любимое блюдо, наступает момент, когда вы не в состоянии больше наслаждаться им. Так действует материальная природа, которая в какой-то момент перестает нас удовлетворять, как бы мы ни пытались выжать удовольствия из своих чувств. Этот закон распространяется как на каждую отдельную личность, так и на все общество. В сам же момент пресыщения мы становимся полностью разочарованными и отвергаем объект своих чувств. Это состояние отказа от наслаждений называется тьягой, то есть отречением. В состоянии пресыщения наше сознание изменяется и нам кажется, что мы откажемся от данного наслаждения навсегда: курящие отрекаются от сигарет, алкоголики в очередной раз бросают пить, людям, изнуренным сексом, становится неприятным объект их страсти… Но проходит время, и мы опять возвращаемся к прежним объектам наслаждения. Эти бхога и тьяга представляют собой два полюса жизни в материальном мире, между которыми подобно маятнику и колеблются все живые существа. Мы пойманы в ловушку бхоги и тьяги, которые в материалистической цивилизации выстраиваются в определенную иерархию: от примитивных наслаждений и попытки отказаться от них до изысканных удовольствий, на смену которым приходит философия отречения (но скажите, как мы можем отрекаться от чего-то, если нам здесь ничего не принадлежит?)

В этом бессмысленном метании от бхоги к тьяге суть материалистической жизни. Эта тенденция приводит к общественным конфликтам и революциям, когда рождается класс людей, пытающихся положить конец определенной культуре наслаждений. Возьмите такую благополучную с материальной точки зрения страну, как Америка. Даже там, где все усилия общества направлены на создание идеальных условий для наслаждения, возникает вдруг движение хиппи, которые отвергают все культурные ценности своих родителей. История всей цивилизации может быть проанализирована в рамках этих двух понятий, бхоги и тьяги. Люди не могут понять, что ни наслаждение материального тела, ни попытка отречься неестественны для нас. Это тело является всего лишь машиной, в которую мы временно помещены. А машину, сколько в нее не заливай бензина, нельзя удовлетворить. Водитель, как известно, всегда испытывает разочарование, когда машину надо ремонтировать, когда нужно платить за бензин, масло, запчасти. Подобное разочарование настигает людей, которые смысл жизни видят в удовлетворении машины, в которую они помещены, то есть материального тела. Обрести подлинное счастье, подлинное наслаждение можно лишь удовлетворив душу, которая находится в неестественном для себя состоянии до тех пор, пока не обретет утраченную связь с Богом. Йога, которую многие сейчас понимают лишь как комплекс физических упражнений, переводится именно как связь с изначальным источником жизни.

— Как, по-вашему, почему Индия — страна, которая дала миру сильную ведическую философскую традицию — не признана в мире такой успешной, как, например, США?

— Что касается ведической философии, то наше движение, основанное на ней, родом все-таки не из Индии. Международное движение «Сознание Кришны» было основано в 1965 в Америке. Безусловно, это знание идет к нам из древней Индии. Однако древняя Индия не имеет ничего общего с современной Индией. Ведические знания и религия не имеют ничего общего с сегодняшним индуизмом. Та религиозная практика, которую мы можем сейчас наблюдать в Индии, — это всего лишь остатки древней культуры. Однако все это знание в течение тысяч и тысяч лет сохранялось на территории Индии, поэтому мы не должны воспринимать это по-сектантски. Индия — такое же место на Земле, как и любое другое. На самом деле это знание могло появиться в любом другом месте. Потому что Бог вездесущ. Бессмысленно говорить об этой философии, если вы неверующий, материалист или атеист. Осознавать существование Бога — это состояние сознания, при котором мы познаем фундаментальную истину. Для верующего — это не просто слепая вера. Это состояние реальности, это состояние внутренней интуиции. Ведическое знание определяют как знание, исходящее от Бога. Безусловно, существуют и другие Писания, потому что Бог говорил так же и в других культурах. Господь являлся множество раз и будет являться всякий раз, когда будет возникать необходимость в том, чтобы восстановить принципы религии.

«ИИСУС ХРИСТОС НЕ БЫЛ ПОПУЛЯРЕН»

— Говорят, что каждое время имеет своего кумира. Как вы считаете, почему те, кого люди склонны выбирать себе в кумиры, редко являются духовными лидерами?

— В вашем понимании духовный лидер — это что-то вроде Майкла Джексона?

— Скорее, Махатмы Ганди...

— Ганди не был духовным лидером. Он был политическим лидером. Мы не должны искать какой-то социальной популярности в религии. Религия на самом деле — это нечто совершенно иное. Религия означает очень сокровенное взаимоотношение между вами и Богом. Она не является чем- то показным, дешевым, популярным. Иисус Христос имел всего лишь 13 учеников. Сегодня любой христианин не сомневается в том, что Иисус Христос был сыном Бога. Но для современников Пилата воин Варрава был намного более популярен. И когда пришло время выбрать, кого принести в жертву — Христа или Варраву, то толпа выбрала Христа, потому что Его не знали. Там была огромная масса людей, но они не знали, что это сын Божий. Они смотрели на Него и говорили: это обычный сумасшедший. Вот, мол, Варрава — это настоящий лидер, потому что он знает, что он делает, потому что он поведет нас против Римской империи и мы освободимся от рабства. А этот сумасшедший говорит о любви к Богу — мы не знаем, кто Он. Давайте его на крест отправим. Иисус Христос не был популярен. Мы живем в век невежества, и из-за невежества люди путают возвышенного человека с обычным. И также из-за невежества возвышают обычного человека. Это остается истиной и для современной цивилизации. Скажите, какой популярностью обладают, например, Нобелевские лауреаты? Кто знает их имена?..

— Недавно, на рубеже двух тысячелетий, появилось много публикаций о том, каким будет человек XXI века. Какие из качеств этого нового человека вы бы уже сегодня могли назвать?

— Что касается будущего, то согласно ведической литературе оно, вопреки радужным прогнозам адептов технического прогресса, не сулит человечеству ничего хорошего. Люди из века в век будут деградировать, и на Земле наступят времена, когда человечеству будет угрожать гибель. Дело в том, что эпоха, в которую мы живем, называется Кали-югой («железным веком»), который характеризуется лицемерием, раздорами, войнами. В космическом цикле она равняется нашей зиме и сейчас, по аналогии с земными временами года, мы находимся где-то в сентябре. Сам железный век будет длиться 432 тысяч лет, из которых минуло лишь пять тысяч. Впрочем, оснований для пессимизма нет, поскольку наша жизнь попадает на «золотой век», который будет длиться 10 тысяч лет и в масштабе космического времени равняется нашим нескольким солнечным осенним дням. Когда же «железный век» вступит в полную силу, то согласно священной книге Вишну Пуране, люди будут ненавидеть друг друга из-за нескольких монет, они, не колеблясь, смогут порвать дружеские отношения, убить близких или покончить с собой по совершенно ничтожным поводам. Они перестанут интересоваться чем-либо, кроме удовлетворения элементарных желаний, прекратят заботиться о своих родителях, детях и женах. Стоит ли говорить о том, что качества людей Кали-юги уже сегодня в полной мере проявлены во многих человеческих особях.

Относительно же качеств людей зарождающегося столетия, то вполне возможно, что они будут милосерднее и мудрее нас благодаря тому, что наступает время возрождения религии (с чем и связано наступление «золотого века»), без которой будущего у нас вообще может и не быть. «Золотой век» — это особая милость, своего рода подарок Бога заблудшему человечеству. Самые разумные и искренние люди смогут обрести в этот период духовное самоосознание и навсегда уйти с этой планеты до того, как Кали разгуляется в полную силу.

СПРАВКА «Дня» Мурари Кришна дас — доктор технических наук, научный сотрудник Международного института Бхактиведанты. Родился в 1955 году. Закончил политехнический университет. Работал инженером. С юных лет увлекался философскими и религиозными книгами. Научная специализация — искусственный интеллект.


№30 15.02.2002 «День»

обсудить в форуме

Rated by PING