<<< на главную
<<< другие материалы
<<< лекции и статьи ведической тематики

Интервью с Аударьей Дхамой Прабху

 

«В восточной медицине нет «средних» способов лечения», —

считает известный российский специалист по Аюрведе Олег ТОРСУНОВ


Диана БАЗЫЛЯК, «День»

Интервью с профессором Олегом ТОРСУНОВЫМ проходило на сцене актового зала столичного Союза композиторов, после одной из его лекций по Аюрведе (вернее,одному из направлений Аюрведы — «науки о жизни»), которые он читает по приглашению киевского издательства «Саттва». В первом ряду сидела стайка молодых людей — поклонников профессора — из Каменец-Подольского. Имя Торсунова хорошо знакомо — и не только тем, кто интересуется ведическим знанием. Он кроме исследовательской и лекторской работы активно занимается практической медициной (после лекций его обычно окружают жаждущие получить консультации), у него есть последователи. На его лекции по новым способам оздоровления на основе ведического знания, этики поведения и взаимоотношений с окружающим миром приходят особые люди: их волнует нечто большее, чем собственное здоровье. Хотя все-таки у многих интерес к этой теме начался именно с проблем со здоровьем. Слушатели — а это в основном люди интеллигентного вида — разного возраста: от юного солдатика, который прорвал хрупкую оборону зала, чтобы узнать у профессора, как он относится к другому специалисту нетрадиционной медицины, до трогательных старушек, записывающих лекции на диктофон.

 

К концу курса лекций (с 20 июня по 19 августа) наплыв желающих увеличился, в зале почти не остается свободных мест. Правда, наиболее сложные темы — «Свобода от критицизма» и «Свобода от зависти» не вызвали такого ажиотажа у слушателей — к чему, наверное, следует отнестись философски. Приходя, люди обычно занимают привычные места. Так, передо мной несколько лекций подряд сидела девушка, умудрившаяся «вписаться» в неудобное кресло в позе лотоса. Слева от нее — мужчина зрелых лет конспектирует в школьной тетрадке. Дальше — семейная пара, постоянно подкидывающая лектору зубодробительные вопросы, и этим, кажется, доставляют ему удовольствие. Торсунов умудряется «разложить» каждый вопрос на простые составляющие, и тебе начинает казаться, что ты сам пришел к ответу. Торсунов считает лекции главным в своей деятельности. Собственно лечение он ставит на второй план, хотя в помощи не отказывает. По его мнению, только понимание общих законов может дать каждому человеку ключ к здоровью.

— Олег Геннадиевич, врачи каждый год пугают нас растущим числом патологий у новорожденных. Такое впечатление, будто нация на грани вымирания. Что такое, по-вашему, здоровая нация? Когда человек может считать себя здоровым?

— Здоровье нации зависит от ее духовности. Если нация теряет культурные традиции, теряет понимание, что такое вера, то в этом случае она становится нездоровой. Следующим этапом деградации нации является деградация мужского населения: оно более подвержено разлагающим процессам, чем женское. У мужчин развиваются вредные привычки, как-то: безделье, неправильно направленная деятельность (то есть — деятельность, направленная не на созидание себя и общества, а на разрушение). Потом деградируют женщины: они начинают очень свободно жить и тем самым разрушают семейные устои. Следующим этапом деградации нации является рождение неблагочестивого потомства. Женщины, которые ведут неблагочестивую жизнь, не могут родить благочестивых детей. И на этом процесс деградации завершается. Потому что, когда начинает рождаться неблагочестивое потомство и оно заселяет всю страну, нация становится деградированной.

— Можно ли так говорить о бывшем Советском Союзе?

— Можно. В Советском Союзе была определенная идея, идеология, поддерживались определенные нравственные принципы. Но философия его организации была искусственной, нестойкой. Люди это почувствовали — и развалили это строение, а взамен ничего нового не создали.

— А это не означает, что нация здорова, если все-таки развалили?

— Если человек отрезал себе ногу, это еще не значит, что он здоровый. Ему еще надо надеть протезы, и тогда он, по крайней мере, будет выглядеть здоровым.

— А те люди, которые к вам обращаются, здоровые?

— Здоровые люди ко мне не приходят. С чем им приходить? Ко мне приходят больные, те, кому нужна помощь. Иногда приходят здоровые, чтобы подтвердить свое понимание здоровья. Они все равно нуждаются в поддержке, в вере во что-то. Приходят разные люди, но цель всего этого (показывает в сторону зала) — чтобы мы все стали здоровее во всех отношениях.

— Одна из ваших лекций посвящена влиянию характера на болезни человека. Говорят о типичных чертах характера нации — и, наверное, можно говорить о ее склонности к определенным заболеваниям. К каким заболеваниям, по-вашему, склонны украинцы?

— Я могу сказать, но это — запрещенный прием. Нация всегда имеет определенные тенденции, традиции, недостатки, но это плохой тон говорить нации все о ее недостатках.

— А если — что-нибудь положительное?

— Можно. Украинцы имеют очень чуткое сердце. По своей природе они очень восприимчивы ко всему, что происходит вокруг. Отсюда — склонность быть добрым, искренним. Также украинцы обладают природным чувством юмора, склонны с юмором воспринимать происходящее. И важная черта вашего народа — терпение. Поэтому здесь нет каких-то больших конфликтов, локальных войн. Народ терпеливый, поэтому способен переносить все трудности спокойно.

— Это признаки здоровой нации?

— Конечно.

— Мировую медицину можно условно поделить на западную и восточную. Причем западный подход к лечению более...

— ... безличностный.

— Почему?

— Потому что на Западе основная идея медицинской помощи состоит в ориентации на среднего человека. С расчетом на него создаются средние медпрепараты, средние лечебные системы — все среднее. В восточной медицине нет «средних» способов лечения. Здесь всегда есть конкретный человек, к которому применяют конкретный подход, индивидуально подбирают лекарство. Сейчас часто под видом восточной медицины «толкают» западную. Например, под Аюрведой часто понимают чаванпраш (аюрведическое средство — порошкообразная смесь трав и камней. — Ред. ), который принимают все и в одинаковых дозах. Но на самом деле настоящая Аюрведа означает, что врач индивидуально подбирает пациенту лекарство.

— Какое будущее у западной медицины?

— Стать личностной медициной. В западной медицине тоже есть личностный подход, например, в хирургии, ведь невозможно делать всем одинаковые операции — у всех разное тело. Тоже самое — акушерство и гинекология. Есть инфекционные болезни, когда возбудитель известен, и его надо убить. Есть скорая помощь, когда надо спасать конкретного человека. Но в то же время есть и медицина «три раза в день по одной таблетке». Вот именно она — безличностна. У западной медицины есть свои преимущества — и они неоспоримы. Допустим, нельзя отказаться от экстренной помощи, от акушерской помощи, от стоматологии. Но в каких-то вопросах западная медицина должна развиться: нужно понять, что врачей надо учить понимать человека, а не понимать лекарства. Сейчас врачи семь лет учат лекарства. А в той же Аюрведе считается, что если врач не может сам, глядя на человека, определить его болезнь, то он неквалифицированный специалист — и ему нельзя разрешать заниматься врачебной практикой. То есть врач должен сам уметь ставить диагноз и чувствовать, понимать природу лекарства, которое он предлагает, а также взаимодействие конкретного лекарства и конкретного человека.

— Из-за такого усредненного подхода мы перестали верить традиционной медицине, занимаемся самолечением. Человек сам в поисках спасения пробует на себе разные системы оздоровления. Какая- то ему помогает — и он начинает навязывать это окружающим.

— Становится доктором. В нетрадиционной медицине есть свой «минус». Часто случается, что неквалифицированные люди вдруг почувствовали, что они могут воздействовать на другого человека с помощью рук, слов — и берутся лечить тяжелые болезни. Им безоговорочно верят — и, в конце концов, оказываются без здоровья и без денег. Везде, где нет квалификации, — это минус, что в западной, что в восточной медицине. Что касается навязывания различных систем — традиционной или нетрадиционной медицины — оно всегда означает корысть. Если человек бескорыстен...

— Да, вот мне помогло — и вам должно помочь...

— Можно воспользоваться. А можно сказать: ты навязчив. В этом нет проблем. Проблема возникает тогда, когда люди пытаются навязываться не просто так, а с определенной целью. Допустим, у них есть определенная система зарабатывания денег, какой-то метод распространения медицинского знания. Лечение не должно быть слишком сильно бизнесом. От этого лечение перестает быть таковым.

— Что бы вы, человек, который уже много лет целенаправленно изучает Веды («веда» — переводится как знание. Веды являются древнейшими трактатами обо всех сферах жизни человека. — Ред. ), выделили из них самое лучшее?

— Самое лучшее в Ведах — то, что они не считают какую- то религию самой лучшей, а какую-то хуже. Они считают, что каждая религия достойна жизни и в каждой религии человек может достигнуть совершенства.

— Рассказывая о своем изучении Вед, вы сказали, что счастлив тот, кто определил свое знание в этой жизни и занимается им всю жизнь. По нормам нашей, светской, жизни считается, что мы должны «найти» себя сразу после окончания школы. Этот период обычно очень тяжело переживают родители. Должны ли они смириться и ждать, пока их дитя, набив шишки, само определится с выбором занятия на всю жизнь?

— Нет, родители должны помочь детям. Но они должны правильно это делать. Понятие «правильно» заключается в том, что родители должны сами изучать, как правильно жить.

— А как они могут изучать, как правильно жить?

— В основном, все живут, как хотят. И это плохо. Человек должен жить так, как надо жить. Этим он отличается от животного. Животное живет, как хочет. Захотело — пошло туда, захотело — сюда. Когда человек начинает так жить (захотел — пошел к этой женщине, захотел — к другой, а жене сказал, что ходил на работу), то это и называется животным образом жизни. Тогда человек живет в соответствии со своими желаниями. Что у него возникло внутри — то он и делает. Человек должен научиться жить так, как надо. В этом заключается разумность человеческой формы жизни.

— А как он может понять?

— Он должен понять, какое из знаний приносит больше счастья. Он должен жить в соответствии с правилами этого знания — и при этом контролировать себя во всем. Тогда он будет счастлив. Если он сам себя контролирует — дети его будут уважать.

— Вы под знанием понимаете веру?

— Знание и вера — одно и то же. Потому что знание рождает веру. Вера может быть разной. Необязательно это должна быть религия. Мать, допустим, верит, что она живет для своего сына. Это тоже вера. Но это называется вера в страсти, потому что когда сын уходит от нее, она впадает в депрессию. Поэтому Веды говорят, что человек должен выбрать самую надежную веру, чтобы потом не возникали проблемы. Депрессия уничтожает жизнь человека. Человек, лишившись веры, стареет, начинает сильно болеть. Поэтому он должен выбрать такую веру, которая бы его не разочаровала. Постижение истины должно быть главной целью его жизни. Когда человек что-то серьезно изучает, он знает, является ли это действительно надежной верой или нет. Это можно определить по тому, какие люди идут таким путем, объясняет ли эта вера все вопросы в моей жизни. Является ли она действительно нравственной, является ли она честной или она нечестна? То есть сумма критериев, указывающих, правильный ли это путь или ложный.

— На ваших лекциях часто идет речь о счастье. На днях наша редакция получила сообщение о том, что группа йогов в определенный день и в определенное время провела сеанс распространения мира во всем мире. По-вашему, можно ли кого-то насильно сделать счастливым?

— Насилие и счастье — несовместимые слова. Насильно человека можно сделать только несчастным. Но если человек стремится к чему-то, и мы ему помогаем быть счастливым, то это уже не насилие. То есть йоги добиваются наибольшего из того, чего они могут добиться в жизни, — это и означает счастье.

— А что такое счастье?

— Счастье бывает разное. Каждый человек по-своему его понимает, но не каждый со своим пониманием достигает настоящего счастья. Настоящее счастье согласно ведическому знанию — это бескорыстная деятельность во имя идеи, во имя Бога. Если человек думает, что счастье находится в сфере корыстной деятельности, то согласно Ведам он, в конце концов, разочаровывается. Он испытывает страдание.

— А как соотносятся понятия счастья и любви?

— Это одно и то же. Счастье, гармония, любовь — это одно и то же. Человек, который действует бескорыстно, добивается сразу гармонии, любви, счастья.

СПРАВКА «Дня»

ТОРСУНОВ Олег Геннадиевич — врач и психолог, специалист в области Аюрведы, иглоукалывания, фитотерапии, литотерапии. Является научным сотрудником Академии ведической культуры (Москва). Его научно-философские взгляды поддерживает также Вайшнавский институт высшего образования (Вриндаван, Индия) и Институт Бхактиведанты (Бомбей, Индия). Возглавляет Центр ведической астрологии и Аюрведы (Россия). Имеет авторские методики лечения и диагностики, обладающие высокой эффективностью и успешно прошедшие испытания в системе Минздрава России.

№138 02.08.2002 «День»

 


Rambler's Top100