<<< на главную
<<< другие материалы
<<< истории о садху - вайшнавских святых

 

Шри Гопала Бхатта Госвами

 

Шри Гопала Бхатта Госвами был сыном Вьенкатты Бхатты, брахмана, жившего в Шри-Рангаме и получившего посвящение в Шри-сампрадае. Город Шри-Рангам расположен на берегу реки Кавери в округе Танджор, в 16 км к западу от Кумбхаконама.

Рассказывая об этом храме, Шри Бхактиведанта Свами отмечает следующее: "Храм Шри-Рангама - крупнейший в Индии, он окружен семью стенами. Также в Шри-Рангам ведут семь дорог. Древние названия этих дорог таковы: Дхарма, Раджамахендра, Кулашекхара, Алинадана, Тирувикрама, Тирубиди и Ада-иявала-индана. Храм был основан до царствования Дхармавармы, который правил перед Раджамахендрой. В храме Шри-Рангама жили многие почитаемые цари, как например, Кулашекхара и Алабандару. Также управляющими этого храма были Ямуначарья, Шри Рамануджа, Сударшаначарья и другие.

Согласно Бхактиведанте Свами, "Шри Вьенкатта Бхатта был брахманом-вайшнавом и жил в Шри-Рангакшетре. Он принадлежал к ученической последовательности Шри Рамануджачарьи. Шри-Рангам - это одно из мест паломничества в провинции Тамила-деша. Среди жителей этой провинции имя Вьенкатта не сохранилось. Поэтому можно предположить, что Вьенкатта Бхатта был родом не из Тамила-деши, хотя, возможно, и прожил там долгое время. Вьенкатта Брахма был представителем ветви Рамануджа-сампрадаи, известной под названием Бадагала-и. В Рамануджа-сампрадае у него был брат, известный как Шрипада Прабодхананда Сарасвати. Сын Вьенкатты Бхатты стал известен позже в Гаудия-сампрадае как Гопала Бхатта Госвами, он основал во Вриндаване храм Радха-рамана. Дополнительную информацию о нем можно найти в книге Шри Нарахари Чакраварти "Бхакти-ратнакара" (1.100)".

В "Гаура-паршада-чаритавали" о жизни Гопалы Бхатты Госвами рассказывается следующее. Милостивый Шри Чайтанья Махапрабху, желая освободить души из этого мира, а также распространить повсюду Кришна-прему, исходил Южную Индию вдоль и поперек, переходя с места на место и заливая каждый город и деревню нектаром божественного имени. Тысячи и тысячи мужчин и женщин, опаленные пустыней материального существования, пили нектар святого имени из уст самого Шри Чайтаньи Махапрабху, и этот нектар утолял их жажду. Таким образом они освободили свою жизнь от огня материального бытия и остудили свои души. День за днем павшие души простого люда пили нектар святого имени Кришны и так обретали величайшее сокровище жизни.

Подобный огромному грозовому облаку Шриман Махапрабху пришел пожить некоторое время в святом месте Шри Рангакшетра, чтобы ливень нама-премы пролился повсюду. Огромный храм Шри Рамануджи был так высок, что, казалось, касался небес. Этот гигантский храм был обнесен семью стенами. Каждый год посмотреть на божество приходили миллионы преданных. В храме брахманы непрестанно возносили славу Шри Ранганатхе.

Когда Шри Гауранга Махапрабху вошел в храм и запел свой киртан "Харе Кришна", его песнь была гораздо слаще пения миллионов гандхарвов. Он ошеломил и поразил всех, и волосы на теле каждого стали дыбом. Его божественная фигура была удивительна, а лучезарность его тела слепила глаза. Из его лотосоподобных глаз ручьями текли слезы Кришна-премы. Брахманы изумлялись: "Он Бог? Возможно ли, чтобы в человеке проявлялся такой экстаз?" Вновь и вновь призывая всех воспевать святое имя, со словами "Хариболо! Хариболо!" он тонул в неудержимом потоке слез, лившемся из его лотосных глаз и упал перед божествами, как падает срубленное дерево. И каждый считал, что Шри Чайтанья Махапрабху явился на землю, словно гора золота, свалившаяся с небес.

Шри Вьенкатта Бхатта, распознавший в Шри Чайтанье Махапрабху черты Махапуруши, великой личности, был не в силах сдержать себя, когда увидел санкиртану Господа. Сердце его бешено колотилось от радости, ибо его переполняла бхакти. Пробившись сквозь толпу, он присоединился к участникам киртана, и забылся в танце и воспевании святого имени Хари в обществе Господа. Когда Господь начал понемногу осознавать окружающий мир и приходить в себя, Вьенкатта рухнул в пыль у его лотосных стоп и взмолился Господу о милости. Со словами "Кришна! Кришна!" Господь сердечно обнял его, и Шри Вьенкатта пригласил Господа пожить в его доме четыре месяца сезона дождей.

Дома Вьенкатта Бхатта омыл лотосные стопы Господа и выпил священную воду. Так великая радость посетила дом Вьенкатты Бхатты. Обо всем вышеизложенном вкратце рассказывается в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья-лила, 9.79-86):

папа-нашане вишну каило дарашане
шри-ранга-кшетре табе карила гамана
каверите снана кани декхи ранганатха
стути пранати кари манила критартха
премавеше каила бхаута гана нартена
декхи чаматкара хаила шаба локера мана
шри ваишнава эка-вйенкатта бхатта нам
прабхуре нимантрана каила карийа саммана
нидж-гхаре лайа каила пада пракшалана
сеи джала каила са-вамше бхакшана
бхикша карайа кичху каила ниведана
чатурмасйа аси прабху хаила упасанна
чатурмасйа крипа кари раха мора гхаре
кришна-катха кахи крипайа уддхара амаре
танра-гхаре рахила прабху кришна-катха раса
бхатта-санге гонаила сукхе чари масе.

"После паломничества к святому месту Шива-кшетра Чайтанья Махапрабху прибыл в Папанашану и увидел там храм Господа Вишну. Потом Он добрался наконец до Шри Ранга-кшетры. Омывшись в реке Кавери, Шри Чайтанья Махапрабху увидел храм Ранганатхи и в почтительном поклоне вознес пламенные молитвы. И тогда Он понял, что Ему повезло. В храме Шри Ранганатхи Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал, преисполненный экстатической любви к Богу, что поражало и изумляло всех.

Один вайшнав, известный под именем Вьенкатта Бхатта, пригласил тогда Шри Чайтанью Махапрабху в свой дом, обратившись к Нему с большим уважением. Шри Вьенкатта Бхатта привел Шри Чайтанью Махапрабху к себе. После омовения стоп Господа все члены его семьи выпили этой воды. Попотчевав Господа обедом, Вьенкатта Бхатта заметил, что чатурмасья уже началась. Вьенкатта Бхатта сказал: "Окажи мне, пожалуйста, милость, поживи в моем доме, пока не закончится чатурмасья. Расскажи о развлечениях Господа Кришны и, будь милостив, любезно даруй мне освобождение". Шри Чайтанья Махапрабху прожил в доме Вьенкатты Бхатты четыре последующих месяца.

Так счастливо проводил Господь свои дни, вкушая трансцендентный сок бесед об играх Кришны".

Шри Чайтанья Махапрабху жил в доме Вьенкатты Бхатты в 1511 году. В то время Вьенкатта Бхатта жил с двумя братьями - Прабодханандой Сарасвати и Трималлой Бхаттой. Шри Прабодхананда Сарасвати был тогда триданди-санньяси и принадлежал к Рамануджа-сампрадае, Вьенкатта Бхатта и Трималла Бхатта также были вайшнавами Рамануджа-сампрадаи. Гопала Бхатта был сыном Вьенкатты Бхатты. Во время визита Махапрабху он был еще совсем ребенок. Когда мальчик склонился в почтении к стопам Шри Чайтаньи, Господь поднял его и, нежно обняв, усадил себе на колени. Шри Чайтанья Махапрабху обычно подзывал этого мальчика и отдавал ему остатки своего прасада. Отдавая ему так свой прасад, Он благословлял Гопала Бхатту Ачарью на то, что тот станет в будущем великим ачарьей.

Господь прибыл в Шри-Рангам во время чатурмасьи и остановился тогда в доме Шри Вьенкатты Бхатты. В Шри-Рангаме живет много Шри-вайшнавов. Однако, видя проявления божественных чувств Шри Чайтаньи, многие из них перешли в Его сампрадаю, познав вкус нектара Кришна-премы. Каждый день брахманы-вайшнавы наперебой приглашали Господа на обед. За четыре месяца чатурмасьи Господь принял множество приглашений, но все-таки не смог уважить многих вайшнавов-грихастх, жаждавших порадовать Его своим гостеприимством.

Жил Господь в доме Вьенкатты Бхатты, и каждый день Шри Гопала Бхатта лично Ему служил. В это время Шри Чайтанья объяснил Вьенкатте Бхатте, чем отличается положение Лакшмидеви и поклонение Лакшми-Нараяне от положения гопи и поклонения Радхе-Говинде. Господь проповедовал ему это всё с юмором, посмеиваясь и отпуская остроумные шутки.

Господь говорил:
- Бхатта! Ваша Лакшмидеви - это королева среди всех целомудренных дам, а мой Кришна - мальчик-гопа, пастушок. С какой радости ее потянет в общество Кришны?
Вьенкатта Бхатта отвечал:
- Кришна и Нараяна - одна и та же личность. Кришна - это один из обликов, которые принимает наш Господь, чтобы наслаждаться играми, связанными с ловкостью и сноровкой. Не будет никакого попрания чести Лакшмидеви, если у нее возникнет интерес к Кришне - это тот же самый Нараяна. Это не противоречит никаким религиозным принципам. Так что к чему твои шутки?
Господь сказал:
- То, что ты говоришь - правда. Но ответь мне, почему Лакшмидеви совершает суровые аскезы, чтобы добиться Кришны, - и безуспешно? С другой стороны Упанишады тоже совершали суровые аскезы, чтобы добиться Кришны, и у них это получилось. Как так вышло, что Упанишады успешно попали во Вриндаван, в общество Кришны, а у Лакшми это не вышло?
Вьенкатта ответил:
- Я этого вообще не понимаю, - и добавил, - Ты сам Кришна. Тебе известен смысл Твоих лил. Понять всё это может лишь тот, кто избрал путь просветления. Если ты просветишь меня, то я тоже смогу это понять.

Тогда Шри Чайтанья объяснил, что Лакшмидеви хотела оставаться роскошной богиней удачи на Вайкунтхе и одновременно участвовать в играх Кришны, где наслаждения и красота стоят выше власти и богатства. Это невозможно. Такого положения могут добиться лишь те, кто следует по стопам гопи и жителей Вриндавана. Упанишады добились успеха в том, что не удалось Лакшмидеви потому, что следовали по стопам Гопи.

До этого объяснения Вьенкатта Бхатта считал, что Верховной Личностью Бога был Шри Нараяна. Думая таким образом, он считал поклонение Нараяне высшей формой поклонения. Махапрабху видел, что он ошибался и поправил его с помощью шутки. После этого Вьенкатта убедился, что Кришна и Вриндаван - превыше всех остальных, и обратился в Гаудия-вайшнавизм, несмотря на то, что был воспитан в традициях Рамануджа-сампрадаи. Он выразил свое почтение лотосным стопам Господа, и Тот обнял его.

Таким образом, Господь провел четыре месяца сезона дождей в доме Вьенкатты, обсуждая различные темы, связанные с Кришной и Его развлечениями. После этого он попрощался. Счастливый дом Бхатт погрузился в плач. Гопала Бхатта упал в обморок у лотосных стоп Господа. Господь несколько успокоил Гопала Бхатту, сказав:
- Сейчас ты должен служить в доме родителей. Потом ты должен прийти во Вриндаван. Там ты будешь постоянно слышать и прославлять святое имя Кришны.

Дав таким образом наставления всей семье, Шри Чайтанья Махапрабху отправился своей дорогой.

За короткое время Шри Гопала Бхатта Госвами освоил санскритскую грамматику, стихосложение, риторику и стал специалистом по всем писаниям, начиная с "Веданта-сутры". Его дядя, Шрипад Прабодхананда Сарасвати обучил его всем тонкостям различных бхакти-шастр. Его ученость не знала себе равных.

Получив благословения в виде даршана лотосных стоп Шри Гауранги, Гопал Бхатта Свами не мог забыть об этих лотосных стопах. Его не отпускала одна мысль: "Когда же я снова увижу Господа?" День и ночь спрашивал он себя об этом и не находил ответа. Тем не менее, он думал и о другом: "Я не могу просто бросить моих родителей и уйти". Так прошло некоторое время. Наконец его мать и отец подошли к завершению своего земного пути. Подозвав к себе Гопала Бхатту, они сказали:
- Сынок, после нашей смерти ты должен отправиться во Вриндаван и принять убежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху.

Памятуя об отцовском и материнском наказе, Гопала Бхатта ушел во Вриндаван, никогда не забывая о лотосных стопах Махапрабху.

Придя во Вриндаван, Гопала Бхатта увидел, что Рупа Госвами собирался передать из Вриндавана с преданными послание для Шри Чайтаньи в Пури. Шри Рупа и Шри Санатана Прабху уже знали, что Гопала Бхатта должен прийти во Вриндаван. Шри Рупа и Санатана поприветствовали его и отнеслись к нему как к брату. С этого момента и началась их дружба на всю жизнь. Когда посланники прибыли в Пури, Махапрабху рад был их принять. От них он узнал, что Гопала Бхатта пришел во Вриндаван. Он отправил посланника из Вриндавана обратно к Рупе Госвами, передав через него для Шри Гопалы Бхатты Госвами каупин и атрибуты бабаджи как символы отречения. Шри Рупа с великой радостью принял эти дары. Шри Гопала Бхатта Госвами был невероятно счастлив, когда взял набедренную повязку и одеяния бабаджи, понимая, что это милость и прасад Господа. Так он жил. Он был очень близок с Рупой и Санатаной. Ночи он проводил на берегу различных кунд и все свое время тратил на изучение шастр и литературную деятельность.

У Шри Гопалы Бхатты Госвами было двенадцать шалаграм-шил. Он держал их завязанными в ткань, которую обматывал вокруг шеи. Тем не менее у него было желание поклоняться Шри-Виграхе Господа в форме божества. В это время один богатый человек пришел повидать Шри Гопалу Бхатту Госвами и очень обрадовался, когда встреча состоялась. Полный желания служить, он предложил красивые одеяния и украшения для служения Господу. Шри Гопала Бхатта положил их перед своими шалаграмами, и богатый человек попрощался.

Вечером этого дня Шри Бхатта Госвами предложил ароти и бхогу и уложил свои шалаграмы спать, заботливо укрыв их в корзине. Наконец поздно ночью Гопала Бхатта, совершив различные виды бхаджана, принял немного прасада и отправился спать. На следующее утро он искупался в Ямуне. Когда Гопала Бхатта пошел будить свои шалаграмы и открыл корзину, он увидел среди шалаграмов нечто божественное. Один из шалаграм-шил стал безукоризненным божеством Кришны, форма его изгибалась в двух местах, Он стоял и был очень красив. При виде такой несказанной красоты божества счастье Гопала Бхатты стало огромным океаном, в котором он нырял и плавал. Предложив божеству множество дандаватов, он начал возносить Господу различные гимны и молитвы. Заслышав эту изысканную речь, Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами и другие вайшнавы и госвами прибежали туда и увидели божество, красота которого пленяла весь мир. Слезы божественной любви заструились потоками из их глаз и оросили землю. Это божество Кришны проявилось в 1599 году по христианскому летоисчислению, на день полнолуния Вайшакхи. <Возможно, ошибка в английском оригинале. Согласно другим данным, Санатана Госвами ушел в 1558 г., а Рупа Госвами - в 1564 г. по христианскому календарю. Божество Шри Радха-рамана явилось в 1542 г. - прим. перев.> Госвами нарекли божество Шри Радха-рамана-девой.

Однажды Шри Гопала Бхатта Госвами отправился в город Девавандья-Грам в Сахаран-Пуре, неподалеку от Харидвара. Жители города встретили его с великой радостью. Как-то раз Шри Гопала Бхатта отправился в гости к преданному, жившему на окраине города. Днем началась огромная буря. При дороге стоял дом брахмана, в котором и укрылся от непогоды Гопала Бхатта. Этот брахман был очень предан Кришне. Он с великой заботой удовлетворил все нужды Шри Бхатты Госвами, и тот был очень доволен. Сына у брахмана не было. Гопала Бхатта благословил его и сказал:
- Да будет у тебя сын и да будет он великим преданным Кришны.
Тогда брахман ответил:
- Я отдам тебе своего первого сына, чтобы он занимался служением Кришне так, как ты считаешь нужным.
Шри Бхатта Госвами прожил в Сахаранапуре несколько дней, проповедуя о святом имени Хари, а затем вернулся во Вриндаван. По дороге он сходил к реке Гандаки и нашел в реке двенадцать шалаграм-шил. Один из этих шалаграмов и проявился впоследствии как божество Радха-рамана-девы.

С того времени прошло уже почти десять лет. Однажды Шри Гопала Бхатта Госвами совершил в Ямуне свои дневные омовения и вернулся в кутир, чтобы заняться бхаджаном. Издалека он увидел молодого человека, сидевшего на пороге его хижины. Увидев Шри Бхатту Госвами, юноша встал и в почтении склонился к ногам Госвами.

Шри Гопала Бхатта спросил его:
- Кто ты?
Юноша ответил:
- Я из Девандья-Грама, что в Сахаран-Пуре. Я пришел оттуда.
Бхатта Госвами спросил:
- Кто твой отец? Почему ты пришел ко мне?
Юноша отвечал:
- Мой отец отправил меня сюда служить тебе. Меня зовут Гопинатха.

Тогда Гопала Бхатта вспомнил свою давнишнюю беседу с отцом этого молодого человека, когда брахман сказал, что отдаст Госвами своего сына, чтобы он занял его служением Господу. После Шри Гопинатха служил Шри Бхатте Госвами с большим вниманием и почтением.

Впоследствии этот юноша стал известен под именем Шри Гопинатха Пуджари Госвами. Он оставался брахмачари и служил божеству Радха-рамана до самой смерти. Со временем его младший брат, Шри Дамодара дас, получил посвящение в мантру от Шри Гопинатхаджи и тоже занялся служением Шри Радхараману. У Шри Дамодары даса было трое сыновей: Харинатха, Матхуранатха и Харинама.

Шри Гопала Бхатта Госвами постоянно служил своему возлюбленному божеству Радха-раману, не забывая слова и учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Так Гопала Бхатта занимался служением, и глаза его часто переполняли слезы божественной любви, что струились, как ливень.

Тогда Шри Радха-рамана дева наградил Шри Бхатту Госвами божественным видением самого Шри Гауранги. "Когда Кришна-према затопила Шри Бхатту Госвами, Шри Радха-рамана явился как Шри Гауранга-дева". ("Бхакти-ратнакара, таранга 4)

Шри Гопала Бхатта Госвами дал мантра-дикшу Шринивасе Ачарье. Шримад Санатана Госвами написал "Бхакти-виласу" в соавторстве с Гопалой Бхаттой Госвами, выступившим в роли редактора. Санатана Госвами так сильно любил Гопалу Бхатту Госвами, что даже издал эту книгу, указав его имя в качестве автора. Именно Шри Гопала Бхатта Госвами был автором шести тезисов "Шат-сандарбхи", которые позже развил и детально разработал Шри Джива Госвами.

В начале своей "Таттва-сандарбхи" Джива Госвами пишет: "Преданный из Южной Индии, который родился в семье брахмана и был очень близким другом Рупы Госвами и Санатаны Госвами, написал книгу, которую он не систематизировал и не закончил. Поэтому я, крошечное живое существо, именуемое Дживой, попытаюсь представить материалы этой книги в определенном порядке, принимая во внимание наставления таких великих личностей, как Мадхва, Шридхара Свами и Рамануджачарья".

Гопала Бхатта Госвами написал предисловие к "Шат-сандарбхе" Дживы Госвами. Он составил комментарий к "Кришна-карнамрите", а также написал "Шат-крия-сара-дипику", руководство по вайшнавским самскарам и ритуалам для церемоний по случаю рождения, посвящения с вручением священного шнура, свадебных церемоний, принятия санньясы, погребальных церемоний и т.д. Кроме того, его перу принадлежат многие другие писания.

В "Гаура-ганодеша-дипике" Шри Кави Карнапура Госвами пишет:
ананга-манджари-садья гопала бхаттаках
бхатта госваминам кочидахух шри гуна манджари

"Я считаю, что личность, которая была во Вриндаване Анангой Манаджари, - теперь Гопал Бхатта Госвами. Некоторые авторитетные личности считают, однако, по-другому - что он был Гуной Манджари".

Шри Гопала Бхатта родился в 1503 году по христианскому летоисчислению, на 13-й день убывающей луны пауши месяца. Шримад Гопала Бхатта Госвами прожил в этом мире 75 лет. В 1578 году по христианскому летоисчислению, на шестой день убывающей луны Шри Гопала Бхатта Госвами покинул этот мир и вступил в вечные игры Господа.


Rambler's Top100