По материалам книги "Очерки ведической литературы" Сатсварупа дас Госвами


История и сиддханта в ведической литературе
Слово сиддханта означает 'заключение', 'итог'. Мы вправе спросить, деиствительно ли ведическая литература имеет сиддханту. Есть ли такая тема, которая соединила бы все великое множество книг воедино? Если конечная цель всеи этои литературы одна. то почему шастры, как будто, представляют множество различных систем философии? Почему тогда они выделяют столько форм поклонения и медитации? Деиствительно ли сами шастры содержат достоверную историю ведическои литературы?
Как правило, ученые отвечают на эти вопросы, исходя из того хронологического порядка, в котором, по их мнению, появлялись эти книги. Так, возникла теория о том, что Риг-веда появилась раньше Упанишад и Пуран. Проходили сотни и тысячи лет, менялись представления людеи, развивались, как предполагается, различные философские системы и секты. Многие ученые приходят к выводу, что монотеизм зародился около 200 года до н.э. С этои точки зрения кажется, что не существует единого замысла, лежащего в основе ведическои литературы.
Однако ведическая литература содержит свою собственную версию сиддханты Вед и истории. Чтобы ее понять, нам надо просто послушать то, что говорят о себе сами Писания.

Ведическая сиддханта
Где нам следует искать ведическую сиддханту? Существет ли одна такая книга, в которои были бы кратко чзложены и объяснены различные темы, обсуждающиеся в Одическои литературе, показано, как они соотносятся между собои и сделаны выводы? Ясно, что таким обобщением Вед должна быть авторитетная работа, признаваемая всеми школами индиискои мысли. И конечно, из всего существующего Бхагавад-гита лучше всего отвечает этим требованиям. Именно поэтому ее знают лучше других веских произведении и переводят чаще. Это тот, деиствительно, редкии случаи, когда академические ученые и ведические ачарии согласны друг с другом. Шанкара называет Бхагавад-гиту „квинтэссенциеи всего учения Вед". Рамануджа' сделал краеугольным камнем всеи своеи философии Гита-бхашиу (комментарии к Бхагавад-гите). „Надо как следует понять Гиту, сошедшую с лотосоподобных уст Самого Падманабхи [Бхагавана Шри Кришны]. Что толку от множества других Писании?" - говорил Шридхара Свами.' Томас Гопкинс отмечает: „Величие и непреходящая ценность Гиты в том, что в неи достигается сложныи и многоцелевои синтез". Знаменитыи комментатор Гиты Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что в неи содержится „... сущность ведического знания. Поскольку Бхагавад-гита поведана Верховнои Личностью Бога, нет необходимости читать другие ведические произведения". Он добавляет, что тот, кому посчастливится прочесть Гиту удержавшись от собственных предвзятых толковании, достигнет результатов неизмеримо высших, чем те, которые приносит изучение всех священных Писании и всеи мудрости Вед.
Луис Рену также пишет об этои великои книге: „Почти для каждого Бхагавад-гита - это главная книга".''Ананда К. Кумерсвами назвал Гиту „... обобщением всего ведического учения, изложенного в написанных до нее Ведах, Брахманах и Упанишадах. Поэтому она является основои для всего последующего развития религиознои мысли и может рассматриваться как средоточие всеи индиискои религии." Примерно двести лет назад переводы .Гитяы стали появляться на Западе. Гита открыла врата в сокровищницу ведическои мудрости среди прочих для Иммануила Канта, Генри Дэвида Торо, Ральфа Вальдо Эмерсона и Альдоса Хаксли.
В своих семиста стихах Бхагавад-гита содержит основные положения ведическои философии. Если человек читает Гиту в должном состоянии духа, он может с помощью естественного процесса шабда, обрести ведическое знание. Ученик Арджуна, оказавшись в критическом положении, обратился к Кришне как к своему духовному учителю. Это составляет сюжет Гиты. Арджуна был воином, и его диалог с Кришнои произошел прямо перед великои битвои, готовои начаться на поле Курукшетра. Увидев во вражеском стане своих друзеи и родственников, Арджуна внезапно утратил желание сражаться и перестал понимать, в чем состоит его долг. И тогда Бхагаван Кришна стал давать свои наставления, созвучные всему ведическому знанию. В самом деле, Кришна часто упоминает или даже цитирует шастры такие, как Веданта-сутра.
Если мы принимаем Бхагавад-гиту как руководство к сиддханте всех шастр, если она, по словам Шанкары, является квинтэссенциеи ведического знания, то напрашивается вопрос: „В чем заключается сущность Бхагавад-гиты?" Вопрос этот, по существу, несложен. Кришна неоднократно объявляет высочаишим иогом того, кто движимыи любовью безраздельно вручил себя Верховнои Личности Бога, Бхагавану. Кришна подтверждает, что это учение о преданности и любви ко Всевышнему есть „самая сокровенная часть ведических Писании". В последних стихах Кришна подводит итог Своеи речи, говоря, что Арджуне нужно оставить все другие дхармы и просто предаться Ему. „И Я освобожу тебя от последствии всех грехов. Не боися".
Ученик не должен путать Кришну Бхагавад-гиты с „деревенским сектантским божком", как это делают многие ученые. О Бхагаване Кришне Гиты Гопкинс пишет: „Кришна раскрыл себя в Бхагавад-гите как Всевышнего Господа, тождественного ведическому Брахману и Пуруше и обладающего вселенскои формои Вишну. Он - кульминация всех религиозных форм, описанных Ведами". Аинсли Эмбри замечает: „Через всю Гиту краснои нитью проходит утверждение того, что совершенство деятельности и знания достигается на пути преданности Кришне как Всевышнему Господу. Предавшись Ему, человек приходит к концу всех своих поисков - осознанию своего истинного 'я'. Этот акцент на преданности и есть то, что сделало Гиту писанием, наиболее близким сердцу народа Индии".
Если мы обратимся к истории составления шастр, то можем увидеть, как великие темы Бхагавад-гиты находят гормоничныи отзвук во всеи ведическои литературе.

Ведическая история
Мы уже отмечали раньше, что точнои, эмпирически
установленнои даты начала устнои традиции ведическои лиературы не существует. Морис Винтерниц заключает:"Время создания ведическои литературы простирается от неизвестного прошлого (обозначим его как х) до 500 г. до н.э.". Однако большинство исследователеи согласно, что все эти учения деиствительно очень древние, и что записаны они лишь спустя века после их создания. Радхакришнан пишет. „Сами великие индииские мыслители не предпринимали попыток историческои обработки индиискои филеи софии". Так было потому, что ведические ачарии не видели необходимости в дальнеиших исследованиях, так как Писания содержали достаточно сведении о собственном происхождении, а именно:
1) Устная традиция существует от начала космического творения, когда Верховное Существо передало ведическое знание первому живому существу -Брахме.
2) Зиасадева, могущественная литературная инкарнация Бхагавана, записал Веды в начале века Кали, около пяти тысяч лет назад.
Бхигавата Пурина (1.4.17-25) так описывает мудреца Виасадеву:
„Великии мудрец во всеоружии знания мог видеть своим трансцендентным зрением распад всего материального под влиянием наступившего века (Кали-иуги). Он также видел, что жизнь людеи, в своеи массе утративших веру, станет короче, а сами они из-за отсутствия добродетели станут беспокоины. ... Он увидел, что жертвоприношения, описываемые в Ведах, являются средством, с помощью которого люди могут очистить свою жизнь. Чтобы легче было распространять Веду среди людеи, он разделил ее на четыре части. ... Исторические факты и подлинные события, содержащиеся в Пуринах, называются пятои Ведои. После того, как Веда была разделена на четыре части, Паила Рши стал учителем Риг-веды, Джаимини - учителем Сама-веды, а Ваишампаиана прославился ЙаджуРиг-ведои, Суманте Муни Ангирасу была доверена Атхарва-веда, а Ромахаршана занялся Пуринами и историческими повествованиями. Все эти сведущие ученые, в свою очередь, передали доверенные им Веды множеству своих учеников, ученикам учеников и т.д. Так возникли соответствующие линии последователеи ведическои мудрости. Таким образом великии мудрец Виасадева придал Ведам такую форму, в которои они могут быть поняты даже людьми небольшого ума. Движимыи состраданием, великии мудрец почел за благо сделать это для того, чтобы люди могли достичь цели жизни. Поэтому для женщин, рабочих и 'друзеи дваждырожденных' (людеи, рожденных в семьях брахманов, но не имеющих качеств брахманов) он составил великое историческое повествование, Махабхарату".

Отсюда следует, что шастры не являются плодом труда многих людеи в течение тысячелетии. Конечно, это вызывает возражения ученых, потому что противоречит современным представлениям о древних цивилизациях, но последователи Вед считают истинои то, что утверждают шастры. Однако какои бы точки зрения мы ни придерживались, остается нерешенным один важныи вопрос: если шастры составляют гармоничное целое, то почему они подчеркивают, как будто, совершенно разные аспекты Абсолютнои Истины? Памятуя об этом, рассмотрим различные части самих Вед.

Четыре Веды
Слово Веда означает 'знание'. Оно относится к знанию, имеющему Божественное происхождение. Веды, в основном, являются гимнами, исполнявшимися жрецами во славу богов. Многие века эти гимны не записывались. Риг-веда, "Веда хвалы", состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и небес. Пользоваться этими гимнами могут только люди, сведущие в духовных вопросах. Йаджур-веда, известная как Веда жертвоприношении" содержит инструкции по проведению жертвоприношении. Сама-веда, "Beдa песнопении", состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в Риг-веде. Сама-веда особенно прославляет небесныи напиток сому. Адхарвa-веда содержит различные песни и обряды, по большеи части предназначенные для излечения болезнеи. Хотя ведические ритуалы необычаино сложны, многие ученые смотрят на них, как на грубые заклинания невежественных дикарей. Оспаривая это мнение, Аинсли Эмбри пишет: „Слово Веда означает 'гимны'. Поэтому они не являются духовным откровением сердца примитивного дикаря на заре человеческои истории, как иногда считают;это достижение высокоразвитои религиознои системы"
Как правило, людеи привлекает раздел под названием карма-канда, где описаны действия, возносящие человека на райские планеты. Утверждается, что если человек желает подобных материальных благ, он должен совершать жертве. приношения, описанные в Ведах. Не понимая истиннои ведическои сиддханты, многие люди думают, что раздел карма-канда и есть конечная их цель.
Четыре Веды поощряют удовлетворение материальных. желании через поклонение полубогам. Например, желающие наслаждаться сексом поклоняются царю небес Индре, а те, кто хочет иметь хорошее потомство, должны почитать великих прародителеи, Праджапати. Кто ищет удачи, должен поклоняться богине Дурге, а тот, кто жаждет силы, должен почитать Агни, бога огня. Стремящиися к богатству должен почитать Васу, а тот, кто хочет, чтобы тело его было сильным - Землю. В любом случае, ведическая литература говорит о полубогах не как о продукте воображения, но как о наделенных властью исполнителях высшеи воли, управляющих делами вселеннои. Природа не деиствует сама по себе, за любым ее проявлением стоит личность. Например, Индра распределяет выпадение дождеи, а Варуна ведает морскои стихиеи.
Однако следует заметить, что ни один из этих богов - а их насчитывается около тридцати трех миллионов не равен Бхагавану, Всевышнему. Жертвенные гимны, возносимые полубогам, в большинстве случаев, заканчиваются словами: ом тот cam. Риг-веда (1.2.22.20) утверждает: он тад вищнох паромам падам сади пашианти сураиах'.. „Полубоги всегда взирают на эту верховную обитель Вишну. Бхагавад-гити подтверждает это:
ом-тат-сад ити нирдешо
брахманас три-видхау смртах
брахманас тена ведаш ча
иагиаш ча вихитах пури
„От начала творения эти слова (ом тат cam) употребляются для обозначения Высшеи Абсолютнои Истины (Брахман). Брахманы произносили их для того, чтобы удовлетворить Всевышнего, когда пели ведические гимны и во время жертвоприношении".
Эти три слова (ом тат cam) указывают на Абсолютную Истину, Верховного Бхагавана (Вишну). Их произносят чтобы сделать жертвоприношение совершенным. Некоторые ученые удивляются, обнаруживая, что Пураны описывают Господа Вишну (или Господа Кришну) как высшии аспект Абсолютнои Истины, тогда как Веды, как будто, не подчеркивают этого. А потому многие ученые делают вывод, что популярность Вишну возросла с течением времени. Но в деиствительности Веды выделяют слова ом тат cam, ом тад вишнох. Когда бы ни совершалось поклонение полубогам (Индре, Варуне и другим), чтобы оно было успешным, необходимо почтить Вишну. В Бхагавад-гите Кришна утверждает, что все блага, даруемые полубогами, на самом деле „даю только Я один". Поскольку четыре Веды предназначены, в основном, для достижения материального благополучия, а Вишну - Господь освобождения от материальнои иллюзии, большинство жертвоприношении, рекомендуемых в них, предназначены полубогам, а не Вишну. Но произнося ом и ом тад вишнох, даже те, кто следует карма-канде, признают Вишну изначальным благодетелем.
В Бхагавад-гите Кришна неодобрительно отзывается о последователях четырех Вед, которым неведома конечная цель жертвоприношении: веда-вада-ратах партха наниад астити вадинау.
Люди скудных знании прельщаются цветистыми словами Вед, в которых рекомендуется совершать различные кармические деиствия для вознесения на раиские планеты, для рождения в знатнои семье, для обретения могущества и т.д.".
Ведическая сиддхинта, установленная в Бхагавад-гите, cooтвeтcтвyeт сиддхинте четырех Вед, хотя в Ведах она не находит такого полного развития. И все же в Ведах содержится много указании на превосходство Верховного Бхагавана. Это утверждает Атхарва-веда: „Верховная Личность пожелала создать живые существа, и Нарайана создал живые существа. От Нарайаны родился Брахма, Нарайана создал всех Праджапати (патриархов), Нарайана создал Индру". И еще: ио брахманам видадхати пурвам йо ваи ведамш ча гапаиати сма Кришнах: „именно Кришна вначале наставил Брахму в ведическом знании и распространял это знание в прошлом". Веды уточняют брахманио деваки-путрах: „Сын Деваки, Кришна является Верховнои Личностью". В другом месте мы находим: „В начале творения существовала только Верховная Личность, Нарайана. Не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни луны, ни звезд, ни солнца. Существовал только Кришна, который сотворил все и наслаждается всем". Бхагаван Кришна так описывает четыре Веды:
Веды, главным образом, имеют дело с тремя гунами материальной природы. Возвысься над этими гунами, о Арджуна! Стань трансцендентен к ним. Освободись от всякой двойственности и от всех беспокойств, которые приносит стремление к приобретению и безопасности. Утвердись в своем 'я' ".
Хотя раздел Вед карма-канда и содержит указания, следуя которым можно достичь материального благополучия, в действительности Веды предназначены для духовного развития. Когда человек проходит через всё, что раздел карма-канда может предложить для удовлетворения чувств, он получает возможность духовного понимания в форме Упанишад.

Упанишады
Упанишады представляют собой собрание 108 философских сочинений. Слово упа-ни-шат означает 'сидеть вблизи' и указывает на ученика, сидящего поблизости от своего гуру и внимательно слушающего его, чтобы постичь трансцендентную ведическую мудрость. Таким образом, Упанишады знаменуют начало трансцендентной жизни.
Основной вклад Упанишад состоит в том, что они устанавливают нематериальность Абсолюта. Они описывают Брахман как вечную непроявленную реальность, из которой исходят все проявления этого мира и в которой они вечно пребывают. Брахман недоступен для восприятия материальными чувствами, его описывают как ниргуна (не имеющий качеств) и рупа (не имеющий формы). По словам Брхад-араниака Упанишады (3.9.26) Брахман „непостижим, потому что его невозможно объять". Таким образом, мудрость Упанишад явно выше того, с чем имеет дело карма-канда четырех Вед, потому что: „.. .цель религии - это не достижение земного и небесного счастья с помощью правильного совершения жертвоприношений богам, но освобождение от необходимости рождаться вновь растворением в Брахмане, являющееся результатом истинного знания". Хотя Упанишады придают особое значение медитации на безличный Брахман, они не противоречат сиддханте, конспективно изложенной в Бхагаеад-гите. Упанишады не отрицают, что Абсолютная Истина имеет качества личности. Отрицая, что Бог является материальной личностью, Упанишады на самом деле утверждают духовную природу личности Бога. Например, Шветашватара Упанишада (3.19) ясно объясняет, что у Абсолютной Истины нет материальных рук и ног, но у Него есть духовные руки, которыми Он принимает все, что Ему предлагается; аналогично этому, Бхагаван не имеет ма териальных глаз, но Он, воистину, имеет духовные глаза, которыми Он видит все. Далее, хотя Он не имеет материальных ушей. Он слышит все и, обладая всесовер шейными духовными чувствами. Он знает прошлое, настоящее и будущее.
Существует множество подобных ведических гимнов, утверждающих, что Верховная Абсолютная Истина - личность, не принадлежащая к этому материальному миру. Например, Хайаширша Панчаратра объясняет, что хотя почти каждая из Упанишад вначале описывает Верховного Брахмана безличным, в конце описания неожиданно проступают личные черты Бхагавана. Как отмечает Иша Упанишада Верховная Абсолютная Истина вечно личностей безлична. Во вступлении к Брхадараниака Упанишаде говорится: „То [Верховное существо] есть целое - это [все ленная] есть целое. Целое порождает целое". Шветашватара Упанишада (3.8) утверждает: „Я знаю великого Пурушу, светозарного, как солнце, и неподвластного тьме". Аитарейа Упанишада (1.1.2) описьюает верховного повелителя как энергетическую причину: „Он сотворил эти миры..." .Это подтверждает и Прашна Упанишада. Как утверждает Катха Упанишада: „Вечный среди вечных, среди всех сознаний - Сознание ... дарящий плоды [деятельности всем] дживам".
Кроме осознания Брахмана и Бхагавана Упанишады (также говорят об осознании промежуточной локализованной формы, Параматмы (Сверхдуши). Мундака, Шветашватара и Катха Упанишады утверждают, что в сердце каждого живого существа пребывает как индивидуальная атомарная джива, так и Сверхдуша (Параматма). Они подобны двум птицам, сидящим на дереве тела. Одна из птиц (индивидуальная джива) вкушает плоды дерева (то есть, наслаждается чувствами), а другая птица (Параматма) просто наблюдает за ней. Забвение дживои своих отношении с Параматмои является причинои ее перемещения с одного дерева на другое (это называется процессом трансмиграции души). И Катха и Шветишватара Упанишады дают следующии комментарии: хотя обе эти птицы находятся на одном дереве, птица, которая вкушает плоды, полностью поглощена своим наслаждением. Но если так или иначе она обратит свое лицо к своему другу. Господу, и осознает Его славу, она тотчас же избавится от всех своих тревог.
Мы видим во всех Упанищадах, что индивидуальная джива и Параматма - Сверхдуша, сохраняют свою индивидуальность, хотя они и достигают своего рода единения, когда джива соглашается деиствовать по воле Параматмы. В любом случае, ни Верховная Параматма, ни индивидуальная джива никогда не утрачивают своеи индивидуальности. Это важно, потому что, как мы увидим в дальнеишем, концепция бхакти, на которои делается акцент в Бхагавад-гите, теряет смысл, если джива полностью сливается с Верховным Брахманом. По мере развития бхакти развиваются любовные отношения между индивидуальнои дживои и Верховнои личностью, Бхагаваном. Ни в коем случае мы не должны путать дживу с верховным пурущеи. Если кто-либо путает их или пытается слить их воедино, он утрачивает конечную сиддханту ведическои литературы.
Описывая антиматериальныё качества (ниргунатва) Абсолюта, Упанишады готовят почву для правильного понимания трансцендентнои личности (Бхагавана), которыи владеет всеми духовными богатствами и является конечным объектом всех форм медитации и бхакти (преданности).

Веданта-сутра
Веданта-сутра состоит из афоризимов, раскрывающих метод постижения ведического знания. Это самая сжатая форма во всеи ведическои мудрости. Согласно Вайу и Сканда Пуринам: Сутра - это афоризм, выражающии существо всякого знания в самои сжатои форме. Он должен быть универсально применим и безукоризнен с лингвистическои точки зрения".
Ученые знают Веданта-сутру под разными именами такими, как 1) Брахма-сутра, 2) Шарирака, 3) Виаса-сутра, 4) Уттара-мимимса и 6) Веданта-даршана. Веданта-сутра состоит из четырех глав (адхиаиа), каждая из которых содержит четыре раздела (пада). Иногда Веданта-сутру называют щодаша-пада, потому что она содержит шестнадцать разделов афоризмов. Тема каждого раздела полностью раскрывается в пяти различных категориях (адхикарана), которые называются пратиджни, хету, удахарана, упанаиа и нигамана. Каждая тема должна обязательно вводиться пратиджнои, то есть торжественным объявлением цели трактата. Именно так начинается Веданта-сутра: атхато брахма джиджнаси: „Настало время вопрошать об Абсолютнои Истине". Далее должны быть приведены причины (хету) и примеры (удахарана) на фактическом материале, тема (упанаиа) должна постепенно быть доведена до понимания, и в конце концов, она должна быть подтверждена авторитетными цитатами (нигамана) из ведических шастр.
Согласно великому лексикографу Хемачандре (также известному под именем Кошакара) Веданта представляет собои комментарии к Упанишадам, которые сами входят в раздел Вед, называющиися Брахмана. Как описывает профессор Апт в своем словаре, этот раздел дает подробное описание происхождения гимнов и правила их употребления в различных жертвоприношениях. Сами гимны содержатся в разделе, называемом Мантра. Таким образом, Хемачандра утверждает, что Веданта-сутра дополняет Веды. Веда означает 'знание', анта - 'конец' Веданта Дает правильное понимание конечнои цели Вед. Мы можем еще раз отметить, что Упанишады, входящие в раздел Вед, называемыи Брахманы, подтверждают знание, содержащееся в афоризмах Веданта-сутры.

Итихасы (Истории)
Истории, или Итихасы - это дополнительная ведическая литература. Они включают Махибхарату и Пураны. Поскольку ведические ритуалы нелегко понять, а Веданта-сутра является очень сжатым и сугубо философским произведением, Итихасы предлагают ведическую мудрость в форме рассказов и описании исторических событии. Чхандогйа Упанишада говорит о Махабхарате и Пуранах как о пятой Веде.
Ведические ачарии считают, что Пураны рассказывают о подлинных событиях, происходивших не только на этои планете, но и на многих других планетах вселеннои. Без сомнения, некоторые исторические сведения, относящиеся к жизни на других планетах (например, невероятно большая продолжительность жизни или способность летать без помощи механических средств) идут вразрез с тем, что мы привыкли видеть на этои планете. Но нет никаких основании считать Пураны позднеишим добавлением к ведическои литературе. То, что не укладывается в нашем уме, еще не обязательно должно быть ложью. А. Эмбри пишет:"Пураны... дают свое понимание вселеннои, где сверхъестественное встречается на каждом шагу, а чудесные рождения - обычное дело". Последователи Пуран говорят, что понять их совсем нетрудно, если принять во внимание, что описываемые в них явления происходили на разных планетах, в разное время и при различных обстоятельствах. Иначе говоря: „... ученым пора отбросить предрассудки и отвести Пуринам должное место среди источников древнеиндиискои истории". Защитники Пуран утверждают, что великии риши Виасадева не заполнял своих произведении вымыслами. Виасадева и великие ачарии, его современники и последователи (Шукадева, Сута, Маитреиа и, позднее, Рамануджа и Мадхва) считали Пураны подлинной ведической литературой.
Пураны, главным образом, описывают сверхчеловеческую деятельность Бхагавана и Его различных инкарнации. Пураны повествуют также о жизни мудрецов и преданных Бхагавана. Хотя и не существует строгой хронологии эпизодов, содержащихся в Пуранах, ведические ачарии не , считают их вымышленными. Современные историки тщет но ищут ключ к их пониманию, но потерпев неудачу, в конце концов, выдвигают свои теории их происхождения.
Махабхирата - повествование о „великом царстве Бхаратаварша" - описывает историю империи, в состав которои входил весь древнии мир. Махабхирата, самая большая поэма в мировои литературе, насчитывает сто тысяч четверостишии. Согласно ведическои традиции, ее автором является Виасадева. Это эпическое произведение повествует о благочестивых Пандавах, свергших демоническую династию Куру. Куру обманули братьев Пандавов и завладели их царством, изгнав их в лес, а когда Пандавы вернулись - отказали в праве на землю. Основная часть произведения - описание восемнадцатидневнои битвы между сыновьями Куру и их двоюродными братьями сыновьями Панду. Иногда называемая Ведои Кришны, Махабхарата ярко раскрывает образ Бхагавана Кришны, особенно в своеи главнои части, Бхагавад-гите.
Существует восемнадцать основных Пуран, шесть из которых составлены для людеи, находящихся в гуне невежества, шесть - для тех, кто находится в гуне страсти, и шесть - для людеи в гуне благости. Лучшая и наиболее читаемая из всех Пуран - Бхагавата Пурина (Шримад-Бхагаватам). Она также считается непосредственным ком-ментарием к Веданта-сутре, потому что оба произведения принадлежат перу Вйасадевы.
Основная тема Бхагаватам - описание личности Бха-гавана Кришны, Его приближенных и Его преданных. Другие Пураны упоминают также различные методы поклонения полубогам, но Бхагаватам говорит только о Верховном Бхагаване. Его первыи стих (джанмади асиа иатах) соовпадаег с начальным стихом Веданта-сутры. Он указывает на то, что Виасадева пишет непосредственно об Абсолютнои Истине - источнике всего сущего. Поскольку в центре повествования Шримад-Бхагаватам находится поклонение Верховнои Личности Бога, Бхагавану Шри Кришне, можно утверждать, что Шримад-Бхагаватам трансцендентен к разделам Вед карма-канда (описывающии жертвоприношения с целью обретения материальнои выгоды), джнана-канда (разбирающии философские вопросы) и упасана-канда (описывающии поклонение полубогам). Сам Шримад-Бхагаватам (1.2.6) так определяет высочаишии путь:, .Лучшая из религии та, которая приводит своих последователеи в экстаз любви к Богу - бескорыстной и свободнои от материальных преград - ибо только это может принести удовлетворение душе)".
Иногда путь бхакти, описанныи в этом стихе, критикуют, говоря что он предназначен для тех, кто не в состоянии понять более высокои философии. Но согласно самому Шримад-Бхагаватам, (1.2.12) подлинная бхакти основывается на понимании всеи ведическои литературы (иначе говоря, усвоение философии Веданты должно приводить к Развитию бхакти): „Абсолютную Истину понимает только тот серьезно ищущии ученик или мудрец, которыи вооружен энанием и достиг отрешенности с помощью преданного служения и слушания Веданта-сутры".
Как пишет Джордж Харт: "Бхагавата Пурана - одно из самых лучших произведении о бхакти среди всего доныне Изданного. На мои взгляд, сравниться с неи могут лишь Чемногие другие произведения индиискои литературы". Тем не менее, читатель должен понимать Шримад-Бхагаватам в свете философии Веданты. Веданта-сутра раскрывает Абсолютную Истину с помощью безупречнои логики и неопровержимых доводов, а Шримад-Бхигаватам - детальныи и пространныи комментарии к неи. Про-фессиональные чтецы Шримад-Бхагаватам подробно останавливаются главным образом на главе о раса-лиле, которая описывает знаменитыи танец Кришны с девушками Вриндавана. Вырванныи из контекста, этот раздел (Песнь Десятая, главы 29-35) становится настоящим препятствием для понимания Бхагавана Кришны и ведическои сиддханты.
Шримад-Бхагаватам начинается там, где заканчивается Бхагавад-гита. Бхагавад-гити утверждает, что человек, которому ведома трансцендентная природа явления и деянии Бхагавана Кришны, может вырваться из круговорота рождении и смертеи. Шримад-Бхагаватам начинается с утверждения того, что Бхагаван Кришна является причинои всех причин, а затем в нем повествуется о трансцендентных играх, совершенных Им со времени Своего появления до самого ухода. Поэтому Шримад-Бхагаватам иногда называют следующеи ступенью познания после Бхагавад-гиты.
Шримад-Бхагаватам говорит о Бхагаване Кришне как о конечнои цели Вед и Веданты. Так как только Бхагаван Кришна проявляет все качества Господа, о Нем говорится как об источнике всех инкарнации, включая экспансии Вишну. Эте чамша-калах пумсах крщннас ту бхагаван сваиам. „Бхагаван Кришна есть суммум бонум [высшее благо]". Это главная тема Бхагаватам. А теперь посмотрим, как эта сиддханта соотносится с учениями ачариев.

 

 

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru