Невнимательность: причины и методы борьбы

Невнимательность: причины и методы борьбы

Невнимательность

причина проблем в духовной практике

Невнимательность — это состояние не очень чистого ума, рассеянного ума, на который влияют гуны страсти и невежества. Тем не менее, гуны — это инструмент, истинная причина невнимательности — сам человек...

 

Невнимательность — корень проблем

Невнимательность: причины и методы борьбы«Кто стоит за тем, что мы невнимательны? 
Этот таинственный «кто» — есть наше «Я». Нам удается в промежутке между Харе и Кришной несколько раз произнести своё «Я». ... Невнимательность значит неспособность так или иначе сосредоточиться на Кришне.» — Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами

Что же такое «невнимательность»? Невнимательность — это состояние не очень чистого ума, рассеянного ума, на который влияют гуны страсти и невежества. Когда гуны страсти и невежества, качества страсти и невежества, раджо-гуны и тамо-гуны, влияют на ум, ум рассеивается.

Поэтому, если у вас за спиной и есть существенный опыт следования садхане, но вы невнимательны, то продвижение в духовной практике, в лучшем случае, может просто остановиться. Причина этому — невнимательность, которая является корнем всех оскорблений, т.е. проще говоря — проблем.

Невнимательность в духовном плане — это то, что мы делаем по отношению к Кришне. Это старая проблема, и множество жизней эта проблема с нами. Мы просто не поворачиваемся лицом к Кришне. Мы отворачиваемся от Него. И эта проблема больше всего проявляется, когда мы пытаемся повторять Святое имя. Если бы мы научились избегать именно этой апарадхи, то мы бы тогда двигались очень быстро. Но если вы не сможете поменять свою почти бесконечную невнимательность по отношению к Кришне, то будете застревать в болоте.

Йога очень хорошо это объясняет. Она объясняет 5 состояний ума.  Из них 2 — это тамасичное и возбужденное состояния — это всё разные формы не сосредоточенного или рассеянного ума. Что мы можем сделать, чтобы поменять эту невнимательность на внимательность?

Итак, давайте излечиваться от этой невнимательности.

Первый признак сосредоточенного ума или отсутствия какой-то невнимательности приходит когда у человека появляется внутри влияние благости или саттва-гуны. Иначе говоря, первый шаг к тому, чтобы избавиться от невнимательности заключается в том, чтобы сделать свою жизнь протекающей под влиянием гуны благости:

  • пища наша должна быть благостной,
  • общение наше должно быть благостным,
  • режим дня должен быть построен на принципах саттвы.

Это всё влияет на наш ум и соответственно делает его более спокойным, более сосредоточенным. Но это только первый шаг.

Самое важное — научиться одной вещи и стать очень серьезными в достижении своей духовной цели. Сначала вы должны реально осознать, что вы душа, а не это тело, и что у вас есть вечные взаимоотношения с Кришной. Но Ваше физическое тело принадлежит материальному миру. Тело сделано из тех же элементов — земля, вода, огонь, воздух, эфир, то есть тело относится к материи. Но душа относится к Кришне. Поэтому, когда вы повторяете Святое Имя, необходимо молиться, осознавая эти отношения, помня о них: «О мой Господь Шри Кришна! Я здесь, в этом материальном мире, очень давно. Я изо всех сил пытался наслаждаться, я видел и рождения, и смерти, и зубных врачей... (Махарадж смеется) Сейчас я вновь обращаюсь к Тебе, как Твой искренний слуга, пожалуйста, прими меня».

Это должно стать фундаментом, на котором вы будете молиться: «Я душа, у меня есть отношения с Тобой, Кришна!» Воспевайте, осознавая духовное понимание. И ещё вы должны быть искренними. Препятствие, которое вы встречаете на своем пути, — это невнимательность. Ум постоянно что-то говорит. Этот голос вещает очень громко.

«Просто с помощью своих усилий никто в этом мире не может преодолеть невнимательность. Победу можно одержать только с помощью Твоих милостивых благословений, о Кришна. Поэтому для меня абсолютно необходимо молить о Твоей милости».
Харидас Тхакур

Как избавиться от невнимательности?

Таким образом, для выработки внимательности важны две вещи:

  1. воспевать, находясь на духовном уровне отношений души с Кришной;
  2. искренне молиться Кришне, чтобы Он помог вам преодолеть вашу собственную невнимательность;
  3. обеспечить благостный фон для всего выше указанного.

Когда есть некий благоприятный фон гуны благости, на этом фоне мы можем заниматься духовной практикой, которая позволяет человеку сосредоточиться всё больше и больше, развить силу ума и концентрацию ума. И на первом этапе наша практика молитвенная она заключается именно в этом в том, чтоб мы сосредоточили свой ум как можно более внимательно. Потом, когда возникает эмоциональная составляющая нашей молитвы, то сосредоточенность естественным образом сама проявляется в нашем сознании. Но начать нужно с простых вещей — с того, чтоб вставать рано и ложиться рано и какие-то другие принципы гуны благости соблюдать в своей жизни.

Kris.h.Nive по материалам из лекций
Е.С. Шачинандана Свами и
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами

Ещё материал по теме «невнимательность»:

Бдительность и невнимательность — уроки Рамаяна

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Невнимательность: причины и методы борьбы»