Духовный учитель и ученик

Духовный учитель и ученик

Духовный учитель

и ученик

Поскольку гуру, духовный учитель, должен передавать истины Вед совершенным образом, то ему отводится решающая роль. Поэтому Веды предупреждают того, кто желает стать учеником, что он должен иметь предварительные знания о качествах истинного духовного учителя...

 

Сегодня мы продолжим тему процесса постижения Истины, начатую в статье «Процесс познания мира и Веды»

Духовный учитель и ученик: Парампара

Чтобы лучше понять суть процесса «шабда», необходимо рассмотреть ведическую концепцию духовного учителя (гуру) и ученика (шишйа).

Ученик должен не просто искать совершенных знаний в ведической литературе, он должен лично получать их от квалифицированного духовного учителя, с которым его связывают особые отношения. Буквальное значение слова «гуру» — «тяжелый», и истинный гуру должен быть тяжелым, нагруженным знаниями.

Каждый, кого завели в тупик проблемы существования, должен обратиться за знаниями к духовному учителю. И лучший пример взаимоотношений учителя и ученика содержится в Бхагавад-гите. Арджуна, поставленный перед необходимостью сражаться со своими друзьями и родственниками, пал духом. Поэтому он обратился к гуру — Кришне, которого Веды признают Верховной Личностью Бога, знатоком и составителем их самих.

«Я больше не знаю, в чём состоит мой долг ... Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, — наставляй же меня.»
Бхагавад-гита 2.7

Позже Господь Кришна скажет Арджуне, что каждый человек должен принять истинного духовного учителя.

Итак, послание Вед приходит через духовного учителя. Как уже упоминалось выше, Веды утверждают, что знание, основанное на чувственном восприятии или умозаключениях, не способно привести ученика к высшей цели. Ученик постигает истины Вед в нисходящем процессе — из самих Вед и через посредство гуру. И цепь, по которой передаются эти знания, называется гуру-парампара — ученическая преемственность.

Кришна говорит Арджуне: эвам парампара-праптам «Эта великая наука (бхакти-йога, знание, обретаемое через преданное служение) передавалась по цепи ученической преемственности» — Бхагавад-гита, 4.2.

Таким образом, ученик связан не только со своим духовным учителем, но и с духовным учителем своего духовного учителя и так далее, со всей непрерывной цепью учителей. Цепь учителей, в которой каждый из гуру получает истину и передает её дальше, называется сампрадайей. Например, в:

  • Брахма-сампрадайе ведическое знание пришло через Брахму
  • Кумара-сампрадайе — через риши (мудрецов) Кумаров.

Веды говорят, что эти сампрадайи восходят ко времени сотворения материальной Вселенной и продолжаются до настоящего времени в личности гуру. Благодаря тому, что процесс передачи не прерывался, через наставления духовного учителя говорят все предыдущие гуру. Ученик принимает неискаженное чистое ведическое послание так же, как он мог бы получить плод с дерева манго через цепочку людей, сидящих на его ветвях. Человек на вершине дерева снимает плод и заботливо передает его сидящему ниже. Так, переходя из рук в руки, плод в целости и сохранности попадает к человеку, стоящему на земле.

Духовный учитель и ученик

Возможно, кто-то усомнится в способности учителей точно передавать послание от одного к другому без искажений и добавлений. Но передавать ведическое знание, наследуя от учителей прошлого, может далеко не каждый — на это способен только совершенный гуру. Ведический метод гарантирует достоверность передачи знания, предъявляя особые требования к людям, участвующим в процессе его передачи.

Духовный учитель и ученик: Гуру

Поскольку гуру должен передавать истины Вед совершенным образом, ему отводится решающая роль. Поэтому Веды предупреждают того, кто желает стать учеником, что он должен иметь предварительные знания о качествах истинного гуру. К сожалению, за последние годы многие индийские и западные учителя, нарушая заповеди Вед, подорвали авторитет гуру и доверие к нему. В наши дни есть профессиональные «гуру», которые торгуют секретными мантрами и позволяют своим ученикам пренебрегать всеми принципами аскетизма, о которых говорят Веды. Они сводят йогу к гимнастике и утверждают, что её цель — достижение материального благополучия и здоровья. Вопреки Ведам они провозглашают себя или кого угодно Богом и тому подобное. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стали скептически относиться к понятию «гуру».

И тем не менее, по ведическим представлениям, отношения между гуру и шишйей (учеником) — вечная истина, которую человек может постичь только тогда, когда он искренне обращается к подлинному гуру. Поэтому прежде всего необходимо понять признаки, отличающие истинного гуру, духовного учителя, получившего чистое знание и способного передавать его.

Рупа Госвами, философ, живший в XVI веке, последователь Вед и ученик Кришны Чаитанйи, перечисляет в Упадешамрите шесть признаков гуру:

«Любой здравомыслящий человек, который способен контролировать своё желание говорить, запросы ума, вспышки гнева и требования языка, желудка и гениталий, обладает всем необходимым для того, чтобы иметь учеников повсюду в мире».
А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада,
Нектар наставлений, стих 1

Духовный учитель есть также ачарйа, тот, кто учит своим примером. Человек сомнительных личных качеств, привязанный к эгоистическим наслаждениям, имеющий корыстные интересы, каким бы блестящим интеллектом он ни обладал, не может быть духовным учителем.

Шри Кришна Чаитанйа утверждал: апани ачари 'бхакти карила прачара:
«Сначала стань совершенным сам, а потом можешь учить других»
А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шри Чаитанйа-чаритамрита, Ади-лила, 4.41.

Иначе говоря, духовный учитель, или гуру, должен быть «Свами», т.е. хозяином чувств, а не их невольником. Никому не следует называться «гуру», «Свами» или «санньяси» (монахом, давшим обет отречения от мира) по своей прихоти. Претендующий на это должен действительно обладать качествами гуру, Свами или санньяси.

Духовный учитель и ученик

Наставления гуру, по определению, находятся в соответствии с учением Вед. Он не должен отходить от ведического учения, пускаясь в собственные умозрительные рассуждения, так же как и быть атеистом, мирским политическим деятелем или филантропом. Он учит, что духовное знание — высшее благо человечества, и поэтому сам ведёт жизнь, являющуюся образцом отречения от материальных наслаждений. Другими словами, духовный учитель должен пребывать в блаженном единении со Всевышним. Ведическая литература определяет такого человека словом «су-дурлабхах», то есть тот, кто встречается очень редко (Бхагавад-гита 7.19).

В свою очередь, гуру должен быть сам шишйей (учеником) истинного духовного учителя в цепи ученической преемственности (гуру-парампаре). Кроме того, существует внутренне сбалансированная система, называемая «гуру-шастра-садху» [AcyutanandaSvami, comp., Songs of the Vаisnava Acaryas, p.61]. Т.е. учение гуру должно находиться в согласии с тем, чему учили садху (предыдущие учителя в цепи ученической преемственности), которые, в свою очередь должны передавать прямой смысл шастр (Священных Писаний).

Духовный учитель и ученик: Шишйа

Ученик должен обладать определенными качествами. Основные требования к нему описаны в Бхагавад-гите 4.34. Ученик должен смиренно задавать вопросы гуру и служить ему. Вера в гуру — наиболее важное условие для того, чтобы человек мог получить посвящение в ученики. Шветашватара Упанишада 6.23 утверждает:

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

«Только тем великим душам,
которые безоговорочно верят во Всевышнего и в духовного учителя,

незамедлительно открывается весь смысл ведического знания»
(Bhakti Sri Rupa Siddhanti Gosvami et.al., trans., Svetasvatara Upanisad (of the Black Yajur Veda), p.388).

Вера в гуру — тема одного из рассказов о Шри Кришне в Бхагавата Пуране [10.80]. Вспоминая о своих детских играх, Кришна рассказывает, как однажды Он пошёл собирать дрова для Своего гуру вместе с друзьями и заблудился в лесу во время грозы. Всю ночь они блуждали по лесу, а на утро, когда, наконец, гуру и другие ученики разыскали Кришну и его друзей, Его гуру был очень доволен подобным усердием и благословил их такими словами:

«Мои дорогие мальчики, как прекрасно, что вы перенесли столько бед ради меня.
Каждый в первую очередь заботится о своём теле, но вы так добры и так верны вашему гуру,
что, не тревожась о собственных удобствах, перенесли ради меня столько тревог.
Я так же рад видеть, что истинные ученики, подобные вам, проходят через любые испытания
для удовлетворения духовного учителя. Так настоящий ученик может заплатить свой долг духовному учителю.

Долг ученика — посвятить свою жизнь служению духовному учителю. О, лучшие из дваждырожденных,
я очень доволен вашим поведением и благословляю вас — пусть все ваши желания и мечты исполнятся.
Пусть понимание Вед, которое вы получили от меня, всегда остаётся в вашей памяти, так, чтобы в каждое мгновение
вы могли вспомнить учение Вед и цитировать их наставления без труда.
Так вас никогда не постигнет разочарование — ни в этой жизни, ни в следующей»
(А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада «Источник вечного наслаждения», с.633).

Кришна, вспоминая об этом случае, говорил:

«Без благословления духовного учителя никто не может обрести счастье.
Милостью духовного учителя и благодаря его благословлению можно достичь
мира и процветания и прийти к цели человеческой жизни»
[Там же, с.633].

Очевидно, что вера, о которой говорится здесь, это не просто интеллектуальное соглашение по каким-то теологическим предметам. Она предполагает, что ученик должен всецело отдать себя служению гуру, сделать его наставления делом своей жизни, подчинив этому свои тело и ум. Поэтому не зря говорится, что выбор гуру гораздо важнее, чем выбор жены.

Веды подчеркивают необходимость такой абсолютной преданности. Прежде всего, гуру действует как спаситель ученика. Только он один может передать ему ведическое знание и, тем самым, привести ученика к освобождению. Поэтому ученик в неоплатном долгу перед гуру, который собственными руками вытягивает его из дремучего невежества обусловленной жизни и одаряет совершенством вечности, знания и блаженства.

Духовный учитель и ученик

В свою очередь, и гуру должен со смирением выполнять свои обязанности слуги Всевышнего и своего учителя в цепи ученической преемственности. Тот, кто удовлетворяет своего гуру искренним служением и действительно понимает заключения Вед, получает посвящение в брахманы. Брахманом называют образованного человека, который достоин обучать других. В Индии есть много смарта-брахманов, или брахманов с кастовым сознанием, которые настаивают на том, что подняться до уровня брахмана, не родившись в семье брахмана, невозможно. Но эта концепция наследственного брахманства решительно противоречит Ведам.

В Чхандогья Упанишаде содержится знаменитый рассказ о мальчике по имени Сатйакама, который обратился к гуру с просьбой взять его в ученики. Гуру спросил: «Ты сын брахмана?». Мальчик ответил, что не знает, кем был его отец. Тогда гуру посоветовал ему спросить у матери, но мать откровенно призналась, что знала многих мужчин и затрудняется ответить на этот вопрос. Тогда мальчик вернулся к гуру и сказал: «Моя мать не знает этого». Довольный честностью мальчика, духовный учитель заключил: «Ты, конечно же, брахман».

В соответствии с ведическим принципом, любой может возвыситься, если он получит соответствующее образование и воспитание. В «Хари-бхакти-виласе» Санатаны Госвами говорится, что тот, кто должным образом получил посвящение, безусловно, становится брахманом. В Бхагавата Пуране [7.11.35] Нарада говорит царю Йудхиштхире, что брахманом нужно считать того, кто обладает качествами брахмана. Таким образом, принадлежность к особому роду, расе или религии несущественна для ученика.

Духовный учитель и ученик

Самые важные качества ученика — это вера, желание служить и смиренно вопрошать. Однако ученик не должен слепо следовать своему учителю. В Бхагавад-гите Арджуна задаёт ряд испытующих вопросов, и Шри Кришна отвечает на них, давая филисофское обоснование и ссылаясь на шастры и садху.

Важность взаимоотношений духовного учителя, гуру, и ученика, или шишйи, в ведической традиции невозможно переоценить. В Падма Пуране подчеркивается, что без гуру невозможно получить духовное знание: «Мантра, которую получил человек, не окажет действия, если духовный учитель, находящийся в цепи ученической преемственности, не дал ему посвящения».

Шастры постоянно говорят о неоценимой пользе общения со святым человеком. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения со святым человеком, не стоит минуты, проведенной с ним. Уже стремление ученика слушать своего гуру само по себе есть большое достоинство. Если ученик послушно выполняет наставления, услышанные им от духовного учителя, он без особых усилий возвышается над освобождением, поднимаясь до высшей ступени любви к Богу.

Обязятельно, чтобы шишйа, как и его гуру, жил, руководствуясь высокими моральными принципами, установленными в шастрах. До тех пор, пока ученик не отказался от материальных наслаждений, равно как и от привязанности к тоске, он не готов к трансцендентной жизни. Кришна говорит в Бхагавад-гите 2.41: «Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.».

По традиции, человек должен отказаться от четырех «опор греха»:

  • употребления в пищу мяса;
  • одурманивающих средств;
  • азартных игр;
  • недозволенного секса.

А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада,
Учение Шри Чаитанйи, с.61.

Духовный учитель и ученик: заключение

Итак, мы рассмотрели происхождение, назначениеи пути постижения ведического знания так, как об этом говорится в самих Ведах.

Последователь Вед принимает шастры как слова Верховной Личности (ишвары, Нарайаны), которые поэтому не нуждаются в доказательствах. Иначе говоря, нет никакой необходимости проверять истины, которые утверждают Веды. Далее, он не должен пытаться постичь причину всех причин, опираясь на материальное знание или собственные умозрительные рассуждения — постичь Абсолютную Истину можно, лишь с глубокой верой внимая истинному духовному учителю.

Великие тайны духовной жизни, которые гуру передаёт шишйе, открыты каждому, независимо от кастовой и родовой принадлежности. Чтобы прикоснуться к духовному знанию, ученик должен соблюдать правила и предписания, которые установлены гуру для его очищения.

Таковы основные принципы Вед, необходимые для приобщения к трансцендентному знанию.

Рекомендуемые статьи на тему «Духовный учитель и ученик»


Статья «Гуру-парампара — цепь ученической преемственности»
Книга «Духовный учитель и ученик» — скоро будет доступна для скачивания

 

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Духовный учитель и ученик»