... Главная >> Восточная философия >> Апара-пракрити


Восточная философия

Апара-пракрити


Материальная энергия


В соответствии с ведическими текстами, такими как Упанишады, Пураны и Бхагавад-гита, материя есть энергия (пракрити). Материя в своей основе является вечной энергией, однако она производит временные формы. Материальные обьекты являются кратковременными проявлениями вечной энергии, которая проявляется в виде различных измерений, создавая тем самым иерархию измерений от более высокомерных областей к нашему трехмерному миру.

Санскритский термин пракрити означает "то, что движется вперед". Он также означает "женщина". Подобным образом, английское слово matter происходит от латинского слова materia, в котором ясно обозначен его смысл - "мать". Эта этимология предполагает, что материя не является независимым веществом. Как женщина не может произвести ребенка без помощи мужчины, так и материя не в состоянии создать что-либо без помощи высшей формы сознания. Материя не обладает силой создать что-либо, и потому она не може т независимо создать жизнь. Материя оплодотворяется Верховным Господом, известным в Бхагавад-гите, как "отец, дающий семя".

Видение материи как вечной энергии, которая производит временные формы, ведет к более глубокому пониманию реальности. Наибольшая временная форма - это вселенная. Пураны обьясняют, что вселенная появляется из дыхания Бога (Вишну) и существует на протяжении одного выдоха и вдоха. С каждым дыханием бесчисленные вселенные проявляются из Вишну, подобно рассеивающимся семенам. Затем Вишну помещает Себя в столько форм, сколько проявляется вселенных, и входит в каждую из них.

Ведические Писания говорят, что Бог вечен, Его энергии вечны, реальность вечна, и все сущее также вечно. Однако эта вечность отражается в сфере материи, как вечная трансформация. Материальные формы временны, однако их постоянная трансформация вечна. Эта трансформация существует как ритмическое проявление и исчезновение вселенных. А привлечение к этим временным формам и принятие их за реальность называется майа (иллюзия).

Это ведет к другому важному этапу понимания. Материальное творение временно. Оно имеет начало и конец. Это начало и конец являются основой двойственности. Временность означает двойственность. Все в материальном мире зависит от своей противоположности. Поэтому материальный мир называют также относительным миром. Начало подразумевает конец, а конец подразумевает начало; вот почему вечность отражается в материи как бесконечный ритм создания и уничтожения. Рождение означает, что прийдет смерть. Смерть означает, что прийдет рождение. Двойственность неисчислима: позитивное-негативное, молодой-старый, мужчина-женщина, жара-холод, божественный-демоничный и до бесконечности.

Все предметы соединяются в отношениях со своей двойственной противоположной формой: причина-следствие, прошлое-будущее, день-ночь, жара-холод, индивидуальность-общество и т.п. Это присуще всем уровням, сверху донизу самой вселенной, которая образовывает союз с другими вселенными. Этот союз называется "материальный мир".

Однако логика не останавливается здесь. Кришна говорит в Бхагавад-гите, и мы также можем это видеть, что материальный мир является местом двойственности. Двойственность существует, поскольку материальный мир временен. Поэтому единство или различие не могут быть представлены в материальном мире, так как основная его природа это двойственность, а двойственность противоречит вечной реальности Бога. Бог - это вечная реальность, а материальный мир - это вечно проявленная иллюзия. Хотя материальный мир является энергией Кришны, это Его отделенная энергия. Она имеет функции, которые отличны от функций нематериальной энергии. Начиная со вселенной и заканчивая чьим-либо телом, материя появляется во временных, иллюзорных формах, однако ее реальность, как одной из вечных энергий Бога, скрывается самим аспектом этой иллюзии.

Зачем существует материальная энергия и почему есть вечный ритм временных творений?

Совершенство Бога настолько совершенно, что оно включает также несовершенство. Бог не был бы законченным целым без аспекта несовершенства. Поэтому происходит материальный мир. И в то же время материальный мир не является несовершенным. Это совершенное творение, в котором позволено быть несовершенству в существовании отделенных живых существ, которые отождествляют себя с отделенной энергией.

Свободная воля - вот ключ к пониманию двойственности и индивидуальности. Индивидуальность - это вечный принцип духовной реальности, а двойственность - вечный принцип иллюзии, материальной реальности. Это приводит нас к наиболее важному из всех Ведических откровений: духовная реальность не является бесформенной или безличной. Каждая временная форма материального мира вечно существует в духовном мире в своей чистой, изначальной форме. Духовный мир является обителью Бога как трансцендентной реальности (Кришны), и Бог как непостоянная реальность (Вишну) становится создателем материального мира.

Зачем же Он создает материальный мир? Единственным принципом духовного мира является любовь. Любовь включает два аспекта: индивидуальность и свободную волю. Любовь - это спонтанная, добровольная привязанность. Истинная любовь в своей совершенной, изначальной и естественной форме проявляется тогда, когда кто-либо действует для удовлетворения своего возлюбленного без оглядки на свое собственное удовлетворение, ибо удовлетворение возлюбленного само по себе является величайшим удовольствием. Наш изначальный возлюбленный - это Бог. Если мы любим Бога, то будем желать действовать для Его удовлетворения. На санскрите удовлетворение Господа называется бхакти, "преданное служение". Поскольку любовь спонтанна, каждое живое существо обладает свободной волей и свободой выбора. Бог никого не принуждает силой любить Его. Мы можем выбирать: быть в духовном мире и любовно служить Господу, или отправиться в материальный мир, чтобы служить себе и своим чувствам. Выбор за нами. Когда мы выбираем служить себе и своему материальному окружению, тогда мы входим в материальный мир и пытаемся имитировать верховного наслаждающегося и господина, Кришну. Поэтому этот материальный мир является тюрьмой, которая держит каждого в кандалах материального наслаждения.

Если вы проанализируете реальность и иллюзию с этой точки зрения, вы осознаете, что материальный мир является добровольной тюрьмой. Посредством свободной воли мы пришли сюда и посредством свободной воли мы можем выйти отсюда.

Чтобы больше узнать о том, почему мы пришли в материальный мир, пожалуйста, обратитесь к разделу "Зачем я пришел в этот материальный мир?".

Яндекс.Метрика